Красивая легенда, которая не дает мне покоя (фоторепортаж). Леди Годива. Легенда и реальная история Муж леди годивы

До сих пор на территории Великобритании превозносят поступок леди Годивы. Заключался он в том, что прекрасная женщина проехалась обнаженной на коне через весь город, чтобы снизить налоги для обычных людей.

В этой древней истории переплелись раннее христианство и уходящее язычество. Кем была смелая всадница? Как память о ней сохранилась до наших дней? Что заставляет сомневаться в устоявшейся легенде о благодетельной леди? В статье попытаемся ответить на эти вопросы.

Легенда о графине

По сказанию, доброта леди Годивы была настолько сильной, что она не смогла вынести страданий простых жителей Ковентри. Графом этого города был ее муж, который в очередной раз решил увеличить налоги. Графиня стала молить мужа изменить свое решение. В очередном разговоре граф Леофрик высказался, что выполнит ее просьбу, только если увидит, как супруга проедется на коне обнаженной через весь Ковентри.

Легенда о леди Годиве гласит, что героиня ухватилась за возможность помочь людям и решилась принять предложение мужа. В назначенный день и час она проехалась верхом, прикрывая свое тело только роскошными золотыми волосами. Горожане в это время находились в своих домах с закрытыми ставнями.

Граф вынужден был исполнить свое обещание и снизил налоги для людей Ковентри.

Реальная историческая личность

Поступок леди Годивы, воспетый в легенде, связывают с реальной личностью. Предполагается, что жена графа жила в XI веке. Ее муж был одним из влиятельнейших людей Англии и владел не только Ковентри, но и обширными территориями в Ноттингемшире, Уорикшире, Глостершире.

Граф вместе с супругой возвел в своем городе большой бенедиктинский монастырь, отдав ему более 20 деревень и множество драгоценностей. После смерти мужа женщина отдала все владения графа церкви.

Что касается описанного в легенде поступка, о нем нет упоминаний в источниках XI века. Умалчивает об обнаженной всаднице англосаксонская хроника, а также «Книга Страшного суда» В. Завоевателя. Леди Годива, история которой вызывает множество споров, упоминается со своим подвигом в 1236 году в записях английского монаха. В источнике, который был написан спустя 2 века после смерти героини, указана дата ее благородного поступка, а именно 10 июля 1040 года. Помимо такого несоответствия в письменных источниках, существует ряд других противоречий, которые стоит рассмотреть отдельно.

Противоречия в легенде

История о доброй графине имеет своих приверженцев и скептиков. Не все верят в ее реальность, несмотря на историческую основу.

Основные противоречия в легенде:

  • жена графа была весьма послушна мужу, но при этом противостояла ему в вопросе о налогах;
  • горожане почитали даму как скромную, целомудренную леди, а она проехалась нагишом через весь город;
  • леди Годива происходила из аристократической семьи, а ее безмерное сочувствие простым людям не соответствовало тому времени.

Разобраться в легенде пытались многие. Например, в XIII веке узнать всю правду попробовал английский король Эдуард Первый. В современное время этим вопросом занимался английский профессор Даниэль Донахью. Он утверждает, что легенда переполнена языческими обрядами, к тому же именно жители Ковентри с древних времен поклонялись языческой богине, представляемой в обнаженном виде на коне.

Представители христианской церкви, скорее всего, заменили языческую богиню на реальную женщину со схожим именем и дополнили ее благочестивый образ историей про налоги.

Поступок леди Годивы прославился в искусстве и культуре. Даже те, кто не верит в легенду, с радостью отмечают праздник, который ежегодно проходит в Ковентри в честь нее.

Память о леди из Ковентри

В городе Ковентри, безусловно, помнят и чтут легенду о своей леди. Здесь расположен памятник с обнаженной всадницей, а также проходят ежегодные торжества, начиная с 1678 года. Легенда прославила город, поэтому местные жители поддерживают ее и в день почитания своей покровительницы наряжаются в костюмы XI века. У памятника выбирается лучшая «леди Годива», у которой обязательно должны быть длинные золотые волосы.

Образ благородной всадницы в искусстве:

  • «Леди Годива» - картина Джона Кольера;
  • «Леди Годива из Ковентри» - художественный фильм Артура Любина;
  • «Молитва леди Годивы» - картина Э. Лендсиер;
  • стихотворение Осипа Мандельштама;
  • одна из песен Фредди Меркьюри.

Леди Годива: Эдмунд Блэр Лейтон изобразил момент принятия решения (1892)

Согласно легенде,леди Годива была прекрасной женой графа Леофрика. Подданные графа страдали от непомерных налогов, и Годива упрашивала своего мужа снизить налоговый гнёт. Однажды на очередном пиру, будучи сильно пьяным, Леофрик обещал снизить налоги, если его жена проедет обнажённой на лошади по улицам города Ковентри в Великобритании.

Картина Джона Кольера «Леди Годива» (1898)

Он был уверен, что это условие будет совершенно неприемлемо для неё. Однако Годива всё-таки пошла на этот шаг, хотя и немного схитрила — она попросила жителей города в назначенный день закрыть ставни и не выглядывать на улицу. Так незамеченной она проехала через весь город.Граф был поражён самоотверженностью женщины и, сдержав своё слово, снизил налоги.

Adam van NoortHerbert(Адам ван Хоорт) 1586 год
Согласно некоторым версиям легенды, лишь один житель города, «Подглядывающий Том» (Peeping Tom), решился выглянуть из окна и в тот же миг ослеп.
Деталь про «Подглядывающего Тома», по некоторым данным, появилась в 1586 году, когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося горожанина.


Жюль Жозеф Лефевр.(1836-1911) Леди Годива.


Э.Лендсиер. Молитва леди Годивы. 1865 г.
Скорее всего, эта легенда мало связана с реальными событиями. Жизнь Леофрика и Годивы подробно описаны в сохранившихся в Англии летописях. Известно, что Леофрик в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвёртый по величине средневековый английский город.

Гравюра Леди Годива.
Леофрик наделил монастырь землёй и отдал во владение обители двадцать четыре деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. Годива же была очень набожной и после смерти мужа, находясь на смертном одре, передала все его владения церкви. Граф Леофрик и леди Годива были похоронены в этом монастыре.
Однако о событиях, описываемых в легенде, хроники умалчивают.


Недалеко от бывшего кафедрального собора Ковентри установлен памятник — леди Годива с распущенными волосами верхом на лошади. Изображение памятника также помещено на печати городского совета Ковентри.

Эдвард Генри Корбулд (1815 - 1904) Леди Годива.

Конная статуя Леди Годива, Джон Томас Мейдстон музей, Кент, Англия.19 век.


Marshall Claxton 1850 г. Леди Годива.


Alfred Woolmer 1856 г.Леди Годива.


Сальвадор Дали.Леди Годива.

В 1678 году жители города учредили ежегодный фестиваль в честь леди Годивы, сохранившийся и по сей день. Этот праздник представляет собой карнавал, где много музыки, песен, а вечером фейерверк. Участники карнавала одеваются в костюмы XI века, а участницы — в костюмы Евы.

Шествие начинается от руин первого кафедрального собора и далее идёт по маршруту, проложенному некогда отважной леди. Заключительная часть фестиваля проходит в городском парке у памятника леди Годивы. Здесь звучит музыка того времени и участники праздника соревнуются в различных конкурсах, наиболее популярным из которых является конкурс на лучшую леди Годиву.



Крис Ролинс
В этом конкурсе принимают участие женщины, одетые в туалеты дам одиннадцатого столетия, и непременным условием соревнования являются длинные золотистые волосы.

Леди Годиву «с распущенной рыжею гривой» упоминает Осип Мандельштам в стихотворении С миром державным я был лишь ребячески связан…

Леди Годиву упоминает Саша Черный в стихотворении «Городская сказка» («…стан, как у леди Годивы»)

Леди Годиву упоминает Иосиф Бродский в «Литовском ноктюрне» («В полночь всякая речь / обретает ухватки слепца; так что даже „отчизна“ на ощупь — как Леди Годива»)

Леди Годиву упоминает Борис Гребенщиков в песне «Сталь» («Ну а ежели кто не еще а уже / И душа как та леди верхом в неглиже»

Фредди Меркьюри упоминает Леди Годиву в песне Don’t Stop Me Now: «I’m a racing car passing by like Lady Godiva».

Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. Ей посвящены поэмы и романы.

Образ воссоздан, на гобелене, на полотнах живописцев.

Своим названием знаменитый бельгийский шоколад обязан красивой легенде о ле- ди Годиве , которую в Бельгии до сих пор рассказывают детям на Рождество
Шоколад "Godiva" официальный поставщик бельгийского королевского двора,его подают на официальных церемониях Каннского кинофестивал я .

Археологами найдены витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой.

8 845

Английская легенда о прекрасной леди, которая преодолела свою стыдливость ради благополучия простых горожан, известна всему миру. Исследователи разделились на скептиков, считающих, что история леди Годивы – миф, и тех, кто стойко верит в ее правдивость. Но, возможно, оба лагеря отчасти правы. Как бы там ни было, в Англии до сих пор превозносят подвиг обнаженной всадницы…

Легенда о благородной спасительнице

Согласно легенде, добросердечная леди Годива не могла равнодушно смотреть на страдания жителей средневекового английского городка Ковентри, которым ее муж, граф Леофрик, в очередной раз поднял налоги. Она неоднократно обращалась к супругу с мольбой сжалиться и отменить поборы.

Долгое время граф был непреклонен. Наконец, устав от просьб, он в сердцах заявил, что готов пойти на уступки, если она обнаженной проедет верхом на лошади по улицам города, за который так страстно просит.

Граф считал, что поставленное условие слишком унизительно и невыполнимо. Однако леди Годива, поймав мужа на слове, решилась на безумный шаг. Она выехала на площадь Ковентри, прикрыв наготу только своими роскошными волосами. Горожане в назначенный час остались дома и закрыли ставни на окнах. Легенда упоминает портного Тома, который в щелочку двери посмотрел на всадницу.

Картина Джона Кольера «Леди Годива» (1898)

Небесная кара была мгновенной – он ослеп.
Графу ничего не оставалось, как выполнить свое обещание. Леди Годива для жителей Ковентри стала героиней и спасительницей от непосильного налогового бремени.

Реальная женщина и исторические несоответствия

Леди Годива, супруга Леофрика, графа Мерсии действительно жила в XI веке. Ее муж был одним из самых влиятельных людей Англии, приближенным англосаксонского короля Эдуарда Исповедника. Уполномоченный монархом, он собирал налоги с подданных.

Остались свидетельства о жестокости графа к неплательщикам, вплоть до смертной казни.
Кроме Ковентри, к которому нас отсылает легенда, богатому аристократическому семейству принадлежали земли в Уорикшире, Глостершире и Ноттингемшире. Известно, что супруги активно занимались постройкой и ремонтом храмов и часовен в своих владениях.

В Ковентри они возвели приорат, огромный бенедиктинский монастырь, который занял половину средневекового города, и отдали ему во владение 24 деревни. Монастырские летописи описывают леди Годиву как набожную прихожанку и щедрую покровительницу.

Складывается впечатление, что современники ничего не слышали об отважном поступке леди Годивы. Англо-саксонская хроника, составленная до 1066 года, обходит экстравагантный выезд супруги графа молчанием. Нет о нем ни слова в «Книге Страшного суда» Вильгельма Завоевателя, подробном источнике сведений об Англии XI века.

Первое упоминание об обнаженной всаднице появляется в записях Роджера Вендровера – монаха монастыря Святого Албана – только 1236 году, или почти спустя 200 лет после смерти леди Годивы. Он даже указал точную дату события – 10 июля 1040 года.

На картине художника Эдмунда Лейтона изображен момент, когда леди принимает свое благородное решение. 1892 г.

В конце XIII века король Эдуард I, будучи любознательным человеком, захотел узнать правду об истории леди Годивы и поручил изучить документы ушедшей эпохи. Действительно, в 1057 году некоторые налоги в Ковентри были отменены, что было беспрецедентным случаем для тех времен. Однако разница в 17 лет между выездом отважной всадницы и реальной датой отмены налогообложения заставила пытливого короля усомниться в правдивости истории.

Легенда о леди Годиве наполнена противоречиями. Дама послушна мужу, но смело добивается отмены налогов. Она ездит обнаженная по улицам города, но в сознании горожан остается скромной и высоконравственной. Она представительница правящего класса и, тем не менее, сочувствует тяжелому положению простых людей.

Профессор английской литературы Даниэль Донахью утверждает, что миф развивался на протяжении столетий и был основан на жизни реальной женщины, которая, возможно, и помогла простому народу. Однако лег этот миф на благодатную почву древних фольклорных сказаний и языческих обрядов. Легенда о леди Годиве пришлась по душе жителям Ковентри, потому что они с незапамятных времен поклонялись обнаженной языческой богине на коне.


Памятник Годиве в центре города Ковентри.

Древняя богиня

До норманнского вторжения к северу от современного Ковентри проживало племя англов – мерсийцев, а на юге племя саксов – хвикке. Именно с последним связывают появление слова «викка» – языческая колдунья. Кстати, в официальном титуле графа

Леофрика он упоминался и как «повелитель хвикков».
Верховную богиню плодородия хвикков звали Кода, или Года. Это древнее имя встречается во многих географических названиях в районе к юго-западу от Ковентри. При раскопках в деревушке Вегинтон на южной окраине Ковентри археологами был обнаружен храм богини Годы. На севере есть поселение Кода. Было высказано предположение, что целый регион, Котсуолд, носит имя этой богини.

Ковентри, изолированно стоявший среди лесов, вдалеке от крупных городов и главных дорог, был идеальным местом для сохранения языческой культуры в течение нескольких веков после принятия страной христианства. В настоящее время общепризнанно, что топоним «Ковентри» происходит от названия священного дерева Кофа, которому местные поклонялись и возле которого проводились языческие ритуалы.

Ежегодно, в середине лета, в честь богини Годы устраивались мистерии с шествием, на которых обнаженная жрица, олицетворявшая богиню, объезжала город верхом на коне и направлялась к священному дереву, где ей воздавались почести и приносились в жертву молодые мужчины и лошади.

Христианизация языческого праздника

Англосаксонский языческий культ просуществовал очень долго. Даже после строительства монастыря Святого Осбурга в X веке и бенедиктинского аббатства в 1043 году продолжались ежегодные языческие процессии и жертвенные обряды. Не сумев запретить языческий праздник, монахи очень мудро подменили языческую богиню реальной благочестивой женщиной с созвучным именем, и тут очень кстати пришлась история с налогами. Фактически монахи изменили смысл праздника – вместо языческого культа началось поклонение верующей христианке, почти святой женщине.

Перелом в сознании жителей Ковентри произошел примерно в XII веке. Языческая Года забылась, почиталась леди Годива, шествия продолжались, но они уже не имели никакого отношения к язычеству.

Интересна фигура подглядывающего Тома в этой талантливой подмене. В язычестве Том ассоциировался с тем юношей, которого приносили богине в жертву. Монахи же сумели сделать из любопытного портного одиозную фигуру наказанного грешника.
Несомненно, церковные власти избрали самый верный путь борьбы с язычеством, которое было слишком сильно, чтобы быть ликвидированным в одночасье. Им удалось трансформировать поклонение языческой богине в почитание доброй христианки, опуская при этом все нежелательные детали из прошлого.

Фестивали и праздничные шествия в Ковентри продолжаются до сих пор. Они посвящены леди Годиве, а ее имя стало брендом и частью истории города. Придумана эта история или реальна – современных жителей Ковентри не волнует. Каждый год, как и их предки много веков назад, они с удовольствием выходят на главную площадь города, чтобы воздать почести своей защитнице и покровительнице – обнаженной женщине на коне.

Деталь про «Подглядывающего Тома», по некоторым данным, появилась в 1586 году, когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося горожанина.

Жюль Жозеф Лефевр.(1836-1911) Леди Годива.

Э.Лендсиер. Молитва леди Годивы. 1865 г.

Скорее всего, эта легенда мало связана с реальными событиями. Жизнь Леофрика и Годивы подробно описаны в сохранившихся в Англии летописях. Известно, что Леофрик в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвёртый по величине средневековый английский город.

Леофрик наделил монастырь землёй и отдал во владение обители двадцать четыре деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. Годива же была очень набожной и после смерти мужа, находясь на смертном одре, передала все его владения церкви. Граф Леофрик и леди Годива были похоронены в этом монастыре.
Однако о событиях, описываемых в легенде, хроники умалчивают.


Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. Ей посвящены поэмы и романы. Образ воссоздан, на гобелене, на полотнах живописцев.

Эдвард Генри Корбулд (1815 — 1904) Леди Годива.

Конная статуя Леди Годива, Джон Томас Мейдстон музей, Кент, Англия.19 век.

Marshall Claxton 1850 г.Леди Годива.

Alfred Woolmer 1856 г.Леди Годива.


Сальвадор Дали.Леди Годива.

clip_image012clip_image012
Леди Годиву «с распущенной рыжею гривой» упоминает Осип Мандельштам в стихотворении С миром державным я был лишь ребячески связан…

Леди Годиву упоминает Саша Черный в стихотворении «Городская сказка» («…стан, как у леди Годивы»)

Леди Годиву упоминает Иосиф Бродский в «Литовском ноктюрне» («В полночь всякая речь / обретает ухватки слепца; так что даже „отчизна“ на ощупь - как Леди Годива»)

Леди Годиву упоминает Борис Гребенщиков в песне «Сталь» («Ну а ежели кто не еще а уже / И душа как та леди верхом в неглиже»

Фредди Меркьюри упоминает Леди Годиву в песне Don’t Stop Me Now: «I’m a racing car passing by like Lady Godiva».

Своим названием знаменитый бельгийский шоколад обязан красивой легенде о леди Годиве, которую в Бельгии до сих пор рассказывают детям на Рождество
Шоколад «Godiva» официальный поставщик бельгийского королевского двора,его подают на официальных церемониях Каннского кинофестиваля.

Археологами найдены витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой.

Lady Godiva: The Life of a Legend

Согласно легенде леди Годива проехала обнаженной по улицам Ковентри, чтобы освободить население от деспотичных налогов – но что на самом деле известно о ней?

Легенда

М ногие слышали о леди Годиве и ее поездке на лошади обнаженной по улицам английского города Ковентри. Но если вы ничего не слышали об этом, то это произошло примерно так:

Леди Годива хотела освободить жителей города Ковентри, от гнетущих налогов своего мужа. Она просила и умоляла его, до тех пор, пока ее муж, граф Леофрик, не согласился освободить граждан от налогов, с условием, что она проедет через весь город голой. Он был уверен, что она откажется это сделать, поскольку она была очень скромной и благочестивой женщиной. Но к его удивлению, леди Годива согласилась. Проехав через весь город обнаженной, она принудила мужа сдержать свое обещание, и налоги были отменены.

Позднее, в дополнение к этой истории, говорилось, что пока она ехала через весь город, жителям города было приказано оставаться дома и сидеть за закрытыми ставнями, но один человек все же подсмотрел, и тут же лишился зрения. Отсюда произошла фраза – “Подглядывающий Том” (‘Peeping Tom’).

Эта поучительная история своего рода литературное творчество. Обсуждения происхождения этой легенды и дальнейшего ее развития, однако, выходит за рамки этой статьи. И хотя большинство людей слышали эту легенду, не многие знают, что в принципе, эти символы – Леди Годива и ее муж, были реальными людьми, жившими в 11 веке в Англии.

Кем была леди Годива?

Имя Годива, произошло от имени Годгифа (Godgifu), имени женщины, родившаяся в последние годы десятого века, приблизительно около 990 года, в области тогда именуемой Мерсия (сегодня – графство Уест-Мидландс). Согласно Книге Страшного Суда, и летописцам, жившим в XI-XII столетиях, можно предположить, что упомянутые там земли Годгифы были ее родовым наследием. Это имя означает “хороший-подарок” (по другим версиям Godgifu – god gift, “подарок Бога”), и произносится ‘goad-yivu’ с ударением на первом слоге. В те времена это было довольно распространенное женское имя, и стало использоваться норманнами, как своего рода, определение обычной женщины. Оно слишком часто давалось дочерям в английских семьях, в связи с этим, о ее детстве и семье, ничего не известно.

В 1010 году Годгифа вышла замуж за Леофрика, впоследствии ставшим эрлом (графом) Мерсии. Леофрик был сыном члена городского совета и одним из трех, самых известных людей Англии тех времен. Он был одним из тех, кто получил новый титул – эрл, дарованный королем Кнудом после 1016 года. Его современниками были Годвин из Уэссекса и Сивард из Нортумбрии. Леофрик был третьим, и единственным из них, происходившим из господствующих классов. Он был вовлечен во все крупнейшие политические события ближайших четырех десятилетий вплоть до своей смерти в 1057 году.

Почти никаких упоминаний о жизни Годгифы не осталось, но ее муж, сын и внуки, занимают довольно видные места в сохранившихся документах тех времен. Как жена старшего эрла, Годгифа была в центре событий, и иногда в этом качестве упоминается в рукописях, например, когда она заверяла грамоты.

Ее землевладения записаны в Книге Страшного Суда, и характеризует ее, как богатую женщину, владеющую многочисленными поместьями. Она жертвовала своими богатствами, иногда в одиночку, но обычно вместе с мужем, в пользу нескольких религиозных сообществ, в том числе и Собору в Ковентри. Монахи из этих религиозных общин вели подробнейший учет всех подарков и пожертвований, таким образом, сохранив для нас небольшие подробности истории Годгифы. Как следует из этих записей подарков различным общинам, она действительно была благочестивой и очень щедрой женщиной. Он а умерла между 1066 и 1086 годами и была похоронена рядом с мужем в Ковентри.

Это, в общих чертах, все, что доподлинно известно о жизни женщины, ставшей легендой сначала в ее собственной земле, а затем и во всем мире.

Годгифа становится Леди Годивой

История о поездке Леди Годивы на лошади обнаженной впервые упоминается в церковных документах 13-го века (хроника Flores Historiarum). К тому времени даже ее имя изменилось. Вскоре после норманнского завоевания оно совсем вышло из моды, и много столетий никто даже не знал, кому принадлежит, что означает, и как произносится это имя.

“Подглядывающий Том” впервые упоминается лишь в восемнадцатом веке, в документе, со ссылкой на ежегодный конкурс в Ковентри, что “Подглядывающий Том” нуждается в перекраске. Вполне возможно, что он присоединился к легенде намного раньше, чем это упоминание, но этого не найдено ни в каких более ранних документах.

Маловероятно, что знаменитая поездка на лошади когда-либо имела место быть. Ковентри был собственным городом Годгифы, поэтому ей не было необходимости просить своего мужа, освободить его от налога. Легенда демонстрирует свое позднее происхождение. Законы, регулирующие правовое положение женщин, во многом изменились после норманнского завоевания, и замужняя женщина уже не могла по праву владеть даже собственной землей.

Таким образом, предпосылки для ее поездки, противоречат событиям, происходящим во времена ее жизни. Как возникла эта легенда, и с какой целью, – не известно. Быть может, английские жители и монахи Ковентри, тем самым хотели почтить память своей последней, донорманнской госпожи, или, возможно, это был способ привлечь посетителей в город и монастырь, с целью развития торговли и увеличения доходов.


Ежегодный фестиваль в честь леди Годивы, героини одной из самых популярных английских легенд, скачущей обнаженной на коне по улицам древнего города Ковентри, был учрежден благодарными горожанами еще в 1678 году.


В XXI веке количество эпатажных акций и перформансов, участники которых обнажаются в публичных местах, давно вышло за рамки разумного. При этом те, кто решает раздеться на публике ради искусства или в рамках политического протеста, мало чем рискуют. Большинство из них вообще не несёт никакой ответственности, тем, кому повезло меньше, приходится платить штраф или несколько дней провести в тюрьме. А в прежние эпохи смельчаки рисковали куда больше. Нравы были грубее, наказания жёстче, а святая инквизиция в подобном поведении и вовсе могла усмотреть козни дьявола, после чего дело легко оборачивалось сожжением на костре. Тем удивительнее, что, наверное, самая успешная публичная акция в стиле ню в истории человечества состоялась в XI веке.

По легенде леди Годива, юная красавица-жена местного лорда Леофрика, графа Мерсиа, славящаяся своим благочестием и добрым нравом, была поражена окружающей бедностью и, сострадая местному населению, молила постоянно своего мужа, отличавшегося чрезмерной алчностью в отношении своих подданных, иногда прибегая к крайней мере в отношении неплательщиков – к смертной казни - отменить беспощадные налоги, которыми он буквально душил людей своего графства, или хотя бы снизить их размер, чтобы облегчить и без того нелегкую жизнь простолюдинов. Однако все ее мольбы оставались безответными. Однажды граф Леофрик, будучи навеселе, дабы положить конец бесконечному заступничеству жены за "подлое" население своего графства, пообещал ей смягчить налоговый гнет, а то и даже вовсе отменить налоги, если Годива выполнит одно условие: графиня при свете дня должна была проехать на коне через все улицы и площади городка совершенно обнаженной. «Я согласен, - заявил граф, - но вы, леди, должны знать, что древние греки и римляне почитали главным совершенством природы человеческое тело. Демонстрируя его, они стремились изменить жизнь к лучшему. Так вот, если вы проедете в полдень обнаженной верхом на лошади через рыночную площадь Ковентри, прославляя тем самым человека как творение Божье, я отменю все городские налоги». Хитрый граф был уверен, что набожная женщина ее ранга никогда на это не пойдет. Но он ошибся - к великому егоизумлению, Годива не отступилась.

В назначенный день она приказала жителям города запереться дома, закрыв все ставни. Впрочем, по другой версии, зная о предстоящем, жители города Ковентри в назначенный день сами закрыли все двери и ставни окон своих домов из любви и уважения к своей госпоже, чтобы хоть как-то спасти ее честь, поэтому она грациозно проехала в сопровождении двух одетых всадниц по улицам города, прикрытая лишь своими длинными блестящими волосами (по одной из версий, длинные пышные волосы выросли у леди Годивы, как только она решилась обнажиться, чтобы прикрыть ее наготу), почти без свидетелей.


Только один паренек - "храбрый" портняжка (по другим данным - мясник) Том («Подглядывающий Том» (Peeping Tom)) - горя от любопытства, решился выглянуть из окна. Небо покарало наглеца, и он ослеп прежде, чем увидел леди Годиву в наряде Евы. Правда, есть версия, утверждающая, что сами горожане взяли дело в свои руки и ослепил ослушника. Существует и такая версия: когда леди Годива совершала свою знаменитую конную прогулку, рыночная площадь была полна народу. Однако наготы ее никто не заметил, потому что от глаз горожан ее скрыл чудесный покров, ниспосланный Девой Марией. Впрочем, скорее всего, не успевшие укрыться горожане опустили головы вниз или закрыли глаза.

После испытания женщина вернулась к мужу, который сдержал слово и понизил налоги, а по некоторым данным, вообще их отменил, оставив только один налог — на содержание лошадей. Видно граф, наряду с прочими достоинствами, обладал еще и доброй долей хорошего (английского) чувства юмора. С тех пор потомки и прославляют леди Годиву, установив ей памятник и учредив праздник. В Ковентри также впервые была инсценирована легендарная поездка Годивы – роль графини исполнял мальчик.


Под красной попоной
Мой конь будто схвачен огнем,
По улицам сонным
С наездницей голою днем.

Немного обмана -
К условию графа привес.
Ведь я не путана,
Мне ставни закрытые в честь.

Надеюсь налоги
Он подданным снизит потом.
Вы смилуйтесь, боги,
И наглый единственно Том!

Под красной попоной
Мой конь будто схвачен огнем.
Туман без картона
И я примечательна в нем.

У леди Годивы
До пояса волосы - плед,
Пушистое диво
И сердца добрейшего след.

Интересно, что в англосаксонской хронике, составленной до 1066 года, ничего не сказано про легендарный поступок обнаженной всадницы. Также о нем не упоминается в подробном источнике сведений об Англии XI века – в «Книге Страшного суда» Вильгельма Завоевателя. Первое упоминание об обнаженной леди Годиве появилось спустя 200 лет после ее смерти в 1236 (по другим данным - 1188) году в записях, точнее в книге «Flores Historiarum», Роджера Вендровера - нормандского хроникера, монаха монастыря Святого Олбана, основанного на деньги правителя Мерсии еще в VIII веке. Согласно этим сведениям, события происходили 10 июля 1040 года. Возможно, автор использовал какой-то ныне утерянный источник. С другой стороны, его считают завистником славы и богатства Ковентри. Так что, возможно, это был наговор. В дальнейшем народная молва сильно дополнила это предание.

История о доброй графине имеет своих приверженцев и скептиков. Не все верят в ее реальность, несмотря на историческую основу. Основные противоречия в легенде:

  1. жена графа была весьма послушна мужу, но при этом противостояла ему в вопросе о налогах;
  2. горожане почитали даму как скромную, целомудренную леди, а она проехалась нагишом через весь город;
  3. леди Годива происходила из аристократической семьи, а ее безмерное сочувствие простым людям не соответствовало тому времени.
Разобраться в легенде пытались многие. Например, в XIII веке король Эдуард I пожелал выяснить правду об этой легенде. Исследование летописей подтвердило, что в Ковентри в 1057 году и позже налог, действительно, не взимался (в том же году (31 августа или 30 сентября) граф Леофрик скончался). Но является ли этот факт достоверным доказательством реальности описываемых в легенде событий?

Налоговая система Англии того периода была сложной и разорительной, зачастую непосильной для мелких землевладельцев. Но даже такому крупному хозяйству, которым владели супруги Леофрик и Годгифу, было непросто существовать под постоянно увеличивающимся гнетом налогов. Поземельный налог, так называемые «датские деньги» (Danegeld), направляемые на финансирование обороны Англии, военная повинность (за счет землевладельца), судебная повинность (королевский суд, как и другие государственные бюрократические процедуры, был платным), прочие налоги - владелец земли должен был собрать уже со своих подданных не только эти налоги, причитающиеся государству, но и налоги, на которые должен жить сам и содержать своё большое хозяйство. Грамоты, предшествующие Нормандскому завоеванию Вильгельма 1066 г. демонстрируют изобретательность эрлов и прочей знати в способах облагать налогами разные группы населения. Налоги собирались натурой: домашними животными, продуктами питания, несением трудовой и воинской повинностей, обеспечением постоя, церковными податями и так далее, и так далее. Ситуация осложнилась в 1040 году, когда к власти пришел законный сын Кнуда Великого, внук Харальда Синезубого, Хардекнуд, который был одновременно и королем Дании. Власть ему пришлось отнимать силой - у незаконного сына того же Кнуда, для чего ему и понадобилась помощь викингов. Чтобы оплатить услуги этих викингов-хускарлов пришлось резко увеличить налог, и к «датским деньгам» прибавились «военные деньги» (Нeregeld, херегельд) – самый высокий в то время налог, разорявший многих. О размере налога говорит тот факт, что при археологических раскопках на территории Дании находят больше англосаксонских монет, отчеканенных в то время, чем в самой Англии, что не могло не вызывать недовольство жителей страны. Когда хускарлы, приехавшие собирать налоги, были убиты толпой жителей Вустера, Леофрик проявил лояльность к новому королю: по его приказу разорил непокорный Вустер – мы видим, что надеяться на Леофрика народу Ковентри не приходилось. Сам налог херегельд будет отменен еще при жизни Годгифы и её супруга – но не по их решению: его отменит очередной король, Эдуард Исповедник, в 1051 году. В 1057 году после смерти Леофрика уже сама Годгифа еще снизит налоги, а перед своей кончиной всё, доставшееся ей по наследству от супруга, передаст церкви.

В наше время английские историки, соглашаясь с тем, что леди Годива – реальный исторический персонаж, все же сомневаются в достоверности легенды о ее своеобразном заступничестве за своих земляков.


Как свидетельствуют документы, героиня легенды была женщиной во всех отношениях замечательной – добросердечной и великодушной – и покровительствовала искусствам. Леди Годива (Godiva – латинизированная форма старо-английского имени Godgyfu, Godgifu, что значит «подарок Бога»; всего же существует 17 (а по некоторым данным - от 50 до 100) различных написаний ее имени) действительно жила в Англии в Ковентри в середине XI века (980—1067). Историки рассказывают, что примерно в 1028 (по одной из версий – в 1030) году, будучи к этому моменту богатой вдовой, она серьезно заболела и, полагая, что близок ее смертный час, завещала все свое немалых размеров состояние монастырю в городке Или (завещание хранится в архивах Ковентри). Но с болезнью удалось справиться, и через некоторое время Годива вышла замуж за англо-саксонского аристократа, эрла (графа) Мерсии и лорда Ковентри, Леофрика III, одного из самых влиятельных людей в Англии, который был вхож ко двору англосаксонского короля Эдуарда Исповедника и был уполномочен собирать налоги с подданных. Могущественный граф Мерсии впрочем не был чужд и высоких материй. Вскоре, в 1043 году, граф и графиня основали монастырь бенедиктинского ордена в Ковентри – одном из городов, находившихся во владениях графа. Леофрик наделил монастырь землей и отдал во владение обители 24 деревни. Монастырь в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвертый по величине средневековый английский город. Богатому семейству принадлежал не только средневековый городок Ковентри, а также обширные земли в Ноттингемшире, Глостершире и Уорикшире. Известно, что граф с супругой принимали активное участие в постройке и ремонте храмов и часовен в своих владениях. Кстати, вполне возможно, что амбиции Леофрика, растущие с каждым днем, вылившиеся в строительство все новых и новых общественных сооружений, привели к значительному росту налогов. 4 октября монастырская церковь была освящена именами святого Петра, святого Осбурга, Всех святых и Девы Марии, в которую Годива верила безгранично. Позднее благодаря ее дарам – золоту, серебру и драгоценным каменьям – церковь монастыря стала одной из богатейших в Англии. Графиня пережила графа на 10 лет и была могущественной и благочестивой правительницей. После смерти мужа леди Годива продолжала покровительствовать церкви, оказывая поддержку по крайней мере еще полудюжине монастырей. Она была очень набожна и жертвовала церкви земли и деньги. После смерти и граф Леофрик, и леди Годива были похоронены в построенном ими монастыре.


Кстати, археологи нашли витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой.

Между прочим, обратите внимание на хронологию: когда леди Годива, родившаяся в 980 году, совершала свою знаменитую поездку в стиле "ню" по улицам Ковентри, ей было 60 лет! Для средневековья это был возраст глубокой старости, учитывая среднюю продолжительность жизни в это время - 35-40 лет (и это для мужчин, а для женщин и того меньше). Представляете себе дряхлую старушку в обнаженном виде разъезжающую на лошади по узким улочкам средневекового города!? Может быть, его жители закрыли ставни, просто потому что не желали видеть этого этого извращения?

Кстати, как утверждает Ботинок , Годива была благородной дамой, но не могла быть леди – этого титула еще не существовало, в то время жена эрла носила титул «гебедда» (gebedda). Попробуем понять значение этого титула. В древнескандинавском языке военный вождь и одновременно глава общины назывался «конунг», а вот супругу такого конунга в некоторых источниках называли «heals-gebedda», где «heals» - шея, как и в древнеанглийском. С течением времен в английском языке это слово забудется и вместо него появится «neck», а вот в немецком оно преобразуется в «Hals» и подарит нам слово «Hals-stuck» (галстук, буквально: штучка на шее). В слове «gebedda» самая простая часть - «-bed-» - вы знаете это слово: «кровать», окончание «-da» превращает его в прилагательное, а приставка «ge-» , которая именно в таком же смысле применяется и в эсперанто, означает совместность лиц обоего пола. Если собрать всё слово «gebedda» целиком, получится «та, что разделяет с ним постель». Вспомнив о «heals», мы получим «сожительница на шее». Сами понимаете, результат анализа подан в несколько юмористическом плане, но, главное, мы узнали, что «сопостельница эрла» леди (титул известный в виде «hlæfdige» зафиксированный в 1200-х, примерно значит: «хозяйка, пекущая хлеб», довольно быстро превратится в «lafdi», «lavede» или «ladi» - то, что мы сегодня и называем «жена лорда»), то есть Годива, женой лорда (первое упоминание этого титула относится к XIII-му веку в виде «laverd» или «loverd») быть не могла.
Но все эти подробности биографии благородной аристократки сегодня известны разве что историкам-медиевистам. А потомки с благоговением чтут знаменитую легенду.

Считается, что легенда о леди Годиве возникла на основе языческих ритуалов плодородия, которые еще долго сохранялись в Европе и иногда смешивались с христианскими традициями. Профессор английской литературы Даниэль Донахью заявил, что в основе легенды заложены древние сказания и даже языческие обряды. И, как известно, жители Ковентри издавна поклонялись обнаженной языческой богине на лошади. К северу от города Ковентри еще до вторжения норманов обитало племя англов – мерсийцев, а на юге жило племя саксов – хвикке. С последним названием связывают появление слова «викка», что означает «языческая колдунья». Кстати, в официальном титуле графа Леофрика он упоминался и как «повелитель хвикков». Племя хвикков поклонялось богине плодородия, которую звали Кода, или Года. Это древнее имя встречается во многих географических названиях в районе к юго-западу от Ковентри. В деревне Вегинтон к югу от Ковентри археологи провели раскопки и обнаружили храм богини Годы. На севере же есть целое селение под названием Кода. Имеется предположение, что весь регион Котсуолд назван в честь древней богини. Сам город Ковентри, изолированно стоявший среди лесов, вдалеке от крупных городов и главных дорог, был идеальным местом для сохранения языческой культуры в течение нескольких веков после принятия страной христианства. Также, общепринято считать, что название самого города происходит от священного дерева Кофу, которому поклонялись местные язычники, и возле которого они проводили свои ритуалы. Каждый год в середине лета устраивали мистерии, посвященные богине Годе. На них обнаженная всадница-жрица объезжала город верхом на лошади, представляя собой богиню. После торжественного шествия жрица подъезжала к священному дереву, где принимала всяческие почести. Обязательным правилом обряда являлось также жертвоприношение молодых мужчин и лошадей. Этот языческий культ просуществовал довольно долго. Даже после строительства монастыря Святого Осбурга в X веке и бенедиктинского аббатства в 1043 году все еще проводились ежегодные обряды и жертвоприношения. Церковные власти, пытающиеся всячески искоренить власть языческих верований в стране, понимали, что им не удастся ликвидировать их сразу и навсегда. Так и не сумев полностью запретить древний праздник, монахи очень мудро подменили языческую богиню Году благочестивой реальной женщиной с созвучным именем. И привязали к ней историю с налогами. Фактически монахи изменили смысл праздника – вместо языческого культа началось поклонение верующей христианке, почти святой женщине. Перелом в сознании жителей Ковентри произошел примерно в XII веке. Языческая Года забылась, почиталась леди Годива, шествия продолжались, но они уже не имели никакого отношения к язычеству. В легенде был упомянут портной Том, лишившийся зрения. В язычестве он олицетворял жертву, приносимую древнему божеству. Монахи и здесь потрудились в свою пользу, сделав из любопытного портного одиозную фигуру грешника, понесшего наказание за ослушание. Без поучительных, устрашающих историй никуда не деться!

Adam van Noort
Что касается «Подглядывающего Тома», то, по некоторым данным, эта деталь появилась в 1586 году, когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося горожанина. Кстати, имя Том не англосаксонское.

Есть мнение, что в оригинальной картине могло и не быть силуэта в окне. Упоминание о любопытном случае впервые появилось в 1634 году трое солдат из Нориджа (Norwich) приехали в Ковентри и один из них записал легенду в дневнике. Эта запись содержит некое упоминание о возможном зрителе, но было настолько расплывчатым, что нашли ее только задним числом. Он состоит всего из двух строк, вероятно, от утерянной баллады:

Her fayre long hayre did much offend
The wantons glancing Eye.
На ее сверкающие длинные волосы
взглянул преступно распутный глаз

Вполне возможно, что нечто подобное и было в той балладе, основанной на старой записи монаха Роджера из Албанского аббатства и его неизвестного источника, однако в первоначальном тексте хроники до изменения ее Ричардом Графтоном (Richard Grafton) говорилось, что Годива проехала через молчащий толпу на рынке, прикрывшись распущенными волосами. Так или иначе, но в 1659 году, в городе появилась деревянная статуя человека, смотрящего из окна, и путешественникам рассказывали, что негодный человек, который выглянул из окна полюбоваться голой красавицей, тут же упал мертвым. Позднее, сверхъестественное наказание было уменьшено до ослепления.

Кстати, в письменном виде впервые слово «peep» (подглядывать) и было употреблено в отношении этого самого Тома в середине XV века. Возможно, «peep» произошло от староанглийского «piken» (быстрый взгляд). «Peeping Tom» на сленге того времени означало «надоедливо любопытный человек», но в историю леди Годивы окончательно в современном виде он попал только в начале XIX века.


Сегодня имя "Peeping Tom" в англоязычном мире стало нарицательным и, обычно, означает вуайериста.

Germany 1938 Brown Band Horse Race Lady Godiva Mi671y Stamp Set MNH

1967
Трудно сказать, происходили эти события в реальности или нет. Но это и неважно. Образ леди Годивы очень популярен во всем мире. Пик популярности приходит в Викторианскую эпоху, когда художники наперебой бросились на этот сюжет, позволяющий и безвозбранно рисовать обнаженную женскую фигуру и крайне популярный у публики, благодаря сочетанию сразу трех "фетишей" - обнаженная женщина, распущенные прекрасные волосы и красивый конь. Ей посвящены поэмы, романы, песни, фильмы.


Вот как описывает это событие знаменитый английский поэт Альфред Теннисон в 1830:

Я в Ковентри ждал поезда, толкаясь
В толпе народа по мосту, смотрел
На три высоких башни - и в поэму
Облек одну из древних местных былей.

Не мы одни - плод новых дней, последний
Посев Времен, в своем нетерпеливом
Стремленье вдаль злословящий Былое, -
Не мы одни, с чьих праздных уст не сходит
Добро и Зло, сказать имеем право,
Что мы народу преданы: Годива,
Супруга графа Ковентри, что правил
Назад тому почти тысячелетье,
Любила свой народ и претерпела
Не меньше нас. Когда налогом тяжким
Граф обложил свой город и пред замком
С детьми столпились матери, и громко
Звучали вопли: "Подать нам грозит
Голодной смертью!" - в графские покои,
Где граф, с своей аршинной бородой
И полсаженной гривою, по залу
Шагал среди собак, вошла Годива
И, рассказав о воплях, повторила
Мольбу народа: "Подати грозят
Голодной смертью!" Граф от изумленья
Раскрыл глаза. "Но вы за эту сволочь
Мизинца не уколете!" - сказал он.
"Я умереть согласна!"- возразила
Ему Годива. Граф захохотал,
Петром и Павлом громко побожился,
Потом по бриллиантовой сережке
Годиву щелкнул: " Россказни!" - "Но чем же
Мне доказать?" - ответила Годива.
И жесткое, как длань Исава, сердце
Не дрогнуло. "Ступайте, - молвил граф, -
По городу нагая - и налоги
Я отменю", - насмешливо кивнул ей
И зашагал среди собак из залы.

Такой ответ сразил Годиву. Мысли,
Как вихри, закружились в ней и долго
Вели борьбу, пока не победило
Их Состраданье. В Ковентри герольда
Тогда она отправила, чтоб город
Узнал при трубных звуках о позоре,
Назначенном Годиве: только этой
Ценою облегчить могла Годива
Его удел. Годиву любят, - пусть же
До полдня ни единая нога
Не ступит на порог и ни единый
Не взглянет глаз на улицу: пусть все
Затворят двери, спустят в окнах ставни
И в час ее проезда будут дома.

Потом она поспешно поднялась
Наверх, в свои покои, расстегнула
Орлов на пряжке пояса - подарок
Сурового супруга - и на миг
Замедлилась, бледна, как летний месяц,
Полузакрытый облачком... Но тотчас
Тряхнула головой и, уронивши
Почти до пят волну волос тяжелых,
Одежду быстро сбросила, прокралась
Вниз по дубовым лестницам - и вышла,
Скользя, как луч, среди колонн, к воротам,
Где уж стоял ее любимый конь,
Весь в пурпуре, с червонными гербами.

На нем она пустилась в путь - как Ева
Как гений целомудрия. И замер,
Едва дыша от страха, даже воздух
В тех улицах, где ехала она.
Разинув пасть, лукаво вслед за нею
Косился желоб. Тявканье дворняжки
Ее кидало в краску. Звук подков
Пугал, как грохот грома. Каждый ставень
Был полон дыр. Причудливой толпою
Шпили домов глазели. Но Годива,
Крепясь, все дальше ехала, пока
В готические арки укреплений
Не засняли цветом белоснежным
Кусты густой цветущей бузины.

Тогда назад поехала Годива -
Как гений целомудрия. Был некто,
Чья низость в этот день дала начало
Пословице: он сделал в ставне щелку
И уж хотел, весь трепеща, прильнуть к ней,
Как у него глаза оделись мраком
И вытекли, - да торжествует вечно
Добро над злом. Годива же достигла
В неведении замка - и лишь только
Вошла в свои покои, как ударил
И загудел со всех несметных башен
Стозвучный полдень. В мантии, в короне
Она супруга встретила, сняла
С народа тяжесть податей - и стала
С тех пор бессмертной в памяти народа.

Перевод И.Бунина

Статуя Леди Годивы в Старой Ратуше. Ковентри
  • В XIX веке два европейских драматурга включили историю леди Годивы в свои пьесы. В пьесе «Монна Ванна» Морис Метерлинк, обладатель Нобелевской премии по литературе за 1911 год, превратил леди Годиву в итальянскую знатную даму. Ради спасения родной Пизы от голода она уступает требованиям сластолюбивого вражеского генерала и появляется в его лагере, прикрыв накидкой обнаженное тело. Австрийский драматург Артур Шницлер создал похожий на Годиву образ в пьесе «Фрейлейн Эльзе». Получив приказ появиться обнаженной перед человеком, от которого зависела жизнь ее отца, героиня оказалась не в силах разрешить конфликт между скромностью и любовью к отцу. Эльзе предпочла покончить жизнь самоубийством.
  • Мисс "Леди Годива" 1929
  • Леди Годиву «с распущенной рыжею гривой» упоминает Осип Мандельштам:

    С миром державным я был лишь ребячески связан,
    Устриц боялся и на гвардейцев смотрел исподлобья -
    И ни крупицей души я ему не обязан,
    Как я ни мучил себя по чужому подобью.

    С важностью глупой, насупившись, в митре бобровой
    Я не стоял под египетским портиком банка,
    И над лимонной Невою под хруст сторублевый
    Мне никогда, никогда не плясала цыганка.

    Чуя грядущие казни, от рева событий мятежных
    Я убежал к нереидам на Черное море,
    И от красавиц тогдашних - от тех европеянок нежных -
    Сколько я принял смущенья, надсады и горя!

    Так отчего ж до сих пор этот город довлеет
    Мыслям и чувствам моим по старинному праву?
    Он от пожаров еще и морозов наглее -
    Самолюбивый, проклятый, пустой, моложавый!

    Не потому ль, что я видел на детской картинке
    Лэди Годиву с распущенной рыжею гривой,
    Я повторяю еще про себя под сурдинку:
    - Лэди Годива, прощай... Я не помню, Годива...

    Январь 1931

  • Леди Годиву упоминает Саша Черный в стихотворении "Городская сказка" ("...стан, как у леди Годивы")
  • Леди Годиву упоминает Иосиф Бродский в "Литовском ноктюрне" ("В полночь всякая речь / обретает ухватки слепца; так что даже "отчизна" на ощупь - как Леди Годива")
  • В повести Сергея Лукьяненко «Недотепа» упоминается леди Кадива, которая тоже проехала обнаженной по улицам города, чтобы ее муж отменил налоги. И проезжала она не один раз.
  • MANDY GODIVA book Dean Yeagle
  • Питер Гэбриэл упоминает имя Леди Годивы в своей песне Modern Love: «For Lady Godiva I came incognito / But her driver had stolen her red hot magneto».
  • Фредди Меркьюри упоминает Леди Годиву в песне Don’t Stop Me Now: «I’m a racing car passing by like Lady Godiva».
  • Британская группа Placebo упоминает в своей песне "Peeping Tom" Подглядывающего Тома, который следит на расстоянии за неизвестной девушкой.
  • Леди Годиву упоминает Борис Гребенщиков в песне «Сталь» ("Ну а ежели кто не еще а уже / И душа как та леди верхом в неглиже").
  • Группа Velvet Underground, упоминает имя Леди Годивы в своей песне «Lady Godiva’s Operation».
  • У немецкой метал-группы Heaven Shall Burn есть песня Godiva, а также фрагмент картины Джона Кольера “Леди Годива” изображен на обложке альбома Veto.
  • Группа Boney M в 1993 году записала песню «Lady Godiva» (1993). Впервые она была опубликована в том же году на альбоме More Gold.
  • Группа Mother Love Bone издала песню «Lady Godiva Blues» на альбоме Mother Love Bone 1992 года и на переиздании альбома Apple.
  • Английский видеоблогер и певец Alex Day записал песню «Lady Godiva», в которой рассказывается легенда о графине.
  • Наверное первая экранизация была в США в 1911 г. Режиссер Джеймс Стюарт Блэктон, в роли леди Годивы - Джулия Суэйн Гордон. Литературной основой сценария стала поэма знаменитого Альфреда Теннисона.
  • В первом эпизоде сериала «Черное зеркало» обыгрывается история леди Годивы.
  • 2 серия («Волшебное ню») 7 сезона сериала "Зачарованные" про Леди Годиву.
  • Один из сюжетов российского комедийного сериала «ДМБ» (2000—2003) называется «Леди Годива». Сюжет посвящен обнаженной наезднице.


Леди Годива снова в седле - британский фильм 1951 года. Режиссер - Фрэнк Лондер.


В 1955 году американский режиссёр Артур Любин снял по мотивам легенды полнометражный художественный фильм «Леди Годива из Ковентри» (Lady Godiva of Coventry). Главную роль в картине исполнила популярная в 1950-е годы ирландская актриса Морин О’Хара.


Джина Лолобриджида в американской комедии Мелвина Франка "Странные супруги" (Strange Bedfellows, 1965).


Также нельзя забывать эротический "Lady Godiva Rides" (Поездки Леди Годивы) 1966 г. от режиссера Stephen C. Apostolof с Marsha Jordan в главной роли. Название фильма не имеет никакого отношения к классической английской легенде, разве что одинаковое имя главной героини и также наличия сцены ее поездки на лошади в обнаженном виде. В остальном это откровенная эротическая комедия, с пародией на вестерн.
"Легенда о леди Годиве" – белорусский короткометражный мультфильм, выпущенный в 2004 году киностудией Беларусьфильм.

Lil Lady Godiva by Sailmaster-Seion


Уже в XXI веке Heath Jones снял фильм Lady Godiva: Back in the Saddle (2007). В картине обыгран сюжет, в котором шантажируемый лидером местной мафии Ray Carlton мэр города с немного измененным названием Downtown Coventry Derek Osbourne разрешает строительство роскошного казино на месте парка, где и произошла знаменитая поездка средневековой леди. Его бывшая жена, американка Catherine Osbourne (в ее роли Caroline Harker) решает предотвратить гибель городской святыни. Вместе с группой сподвижников она организует... нечто подобное подвигу Леди!


И снова классическая версия легенды. XI век. Англия. Годива сварливая жена саксонского дворянина Леофрика – лорда Ковентри. Заметив, что с ее людьми жестоко обращаются и облагают пожизненным налогом, она смело противостоит мужу и решает проехать голой по улицам Ковентри в знак неповиновения. Она провозгласила, что никто не будет смотреть на ее наготу (за исключением "чрезмерно любопытных людей") и одержала триумф – ее муж и король Эдуард согласились и отменили налоги.


Актриса и каскадерша Эмили Кокс (Emily Cox) во время съемок исторического воссоздания легенды леди Годивы на площади Святой Анны (St. Ann’s Square) в Манчестере. 18 января 2008 года.


Москва, 5 сентября 2014. Обнаженная девушка верхом на белом коне проехала в пятницу днем по центральным улицам столицы. Фото современной леди Годивы уже появилось во многих соцсетях. Известная российская телеведущая Тина Канделаки сфотографировала на мобильный телефон обнаженную наездницу и выложила фото на свою страницу в Instagram. "Только что.. В центре города. Теперь так модно? Голая королева?", - прокомментировала телеведущая ситуацию с голой девушкой. Событие произошло на Тверской улице Москвы, передает LifeNews. Девушка, сидя на белой лошади, разделась, после чего тронулась вперед по дороге. Позже выяснилось, что "голая королева" является актрисой, а данный перфоманс - это съемки фильма. При этом команда решила не перегораживать движение во время съемок эпизода. Многие очевидцы даже не поняли, что оказались на съемочной площадке. Отметим, что пользователи соцсетей с юмором отнеслись к обнаженной наезднице. Некоторые окрестили ее королевой Марго, другие сделали девушке комплимент касательно ее внешности. "Ах! Как же она мила (...) А красиво выглядит", - написали пользователи dshleymo и denisbuzmakov в Instagram. Среди людей также были предположения, что наездница участвует в съемках порнографического фильма.


Образ Годивы, как "гения целомудрия", "луча света", возникает у Александра Грина, который почти в каждом своем произведении пытался решить общечеловеческие, нравственно-философские проблемы добра и зла, благородства и подлости, любви и ненависти. В начале третьей главы романа "Джесси и Моргиана" Грин пишет: «Джесси обошла все нижние комнаты; зашла даже в кабинет Тренгана, стоявший после его смерти нетронутым, и обратила внимание на картину «Леди Годива». По безлюдной улице ехала на коне, шагом, измученная, нагая женщина, - прекрасная, со слезами в глазах, стараясь скрыть наготу плащом длинных волос. Слуга, который вел ее коня за узду, шел, опустив голову. Хотя наглухо были закрыты ставни окон, существовал один человек, видевший леди Годиву, - сам зритель картины; и это показалось Джесси обманом. «Как же так, - сказала она, - из сострадания и деликатности жители того города заперли ставни и не выходили на улицу, пока несчастная наказанная леди мучилась от холода и стыда; и жителей тех, верно, было не более двух или трех тысяч, - а, сколько теперь зрителей видело Годиву на полотне?! И я в том числе. О, те жители были деликатнее нас! Если уж изображать случай с Годивой, то надо быть верным его духу: нарисуй внутренность дома с закрытыми ставнями, где в трепете и негодовании - потому что слышат медленный стук копыт - столпились жильцы; они молчат, насупясь; один из них говорит рукой: «Ни слова об этом. Тс-с!» Но в щель ставни проник бледный луч света. Это и есть Годива ».

Edward Henry Corbould
Эдвард Генри Корболд
Маршал Клакстон
Альфред Джозеф Вулмер
Alfred Woolmer, 1856 г.

Alfred Joseph Woolmer
В картине Alfred Joseph Woolmer, пожалуй, единственный случай, когда кто-то из зрителей насмехается или относится без почтения к Годиве.
William Howard
Старинная гравюра Jones
по мотивам гравюры Jones. Florence Weston

Торжественно стучат подковы о булыжник.
И замер Ковентри в тревожном ожидании,
А из волос простое одеяние
Укрыло тело, и никто не вышел,
Чтоб ненароком опорочить грешным взглядом
Ту, что, презрев законы и приличия,
Имея только волосы в наличии,
Твердила про себя: «Терпи и верь, так надо…»
Жюль Жозеф Лефевр
Э.Лендсиер. Молитва леди Годивы, 1865 г.
Edith Arkwright, 1882 г.
Vint 1936 Irene Patten

Balthus (Balthasar Kłossowski de Rola 1908-2001)
"Girl on a white horse" 1941
Fred D. Jones, 1950

Remedios Varo, 1959
Сальвадор Дали, 1971

Marco Bronzini
Mirek Deja

Джозефин Уолл
Анастасия Гребцова
Грегор Якубовский

Александра Недзвецкая. Леди Годива
Felicia Cano

Kirsi Salonen

Крис Ролинс

Nestor Martinez

Karla Gudeon
Ladies Godiva by Rudi Hurzlmeier

darksilenceinsuburbia.tumblr.com
Laura Inksetter

by Patricio Betteo, via Flickr
sarah jane szikora
Lorelay Bove
JONNA BRASCH
Kate Smith

Liz Wright, 1987

Monica Delgado
Valérie Melançon
P.Simkins
Ruth Powers
TheRovingHedgehog on Etsy
Hans Arnold
by MagellansBellyStudio

Mariano Vargas

by Muse1908

Lady Godiva by blackBanshee80.de. on @DeviantArt

Deborah van Auten
George Frederick Watts
Dora Leigh. Такая себе Годива будущего

Steampunk Lady Godiva, WinonaCookie

by Jeff MacNelly

"Дали, великий мастер сюрреализма, выделял образ Леди Годивы как один из своих самых любимых. Эта скульптура по замыслу Дали должна прославлять женственность и чувственность. Возвещая прибытие Годивы, бабочки не просто порхают вокруг нее и ее благородного коня - они становятся драгоценным украшением ее тела. Леди Годива воплощает земную красоту. Бабочки символизируют мир неземной красоты".

Джон Томас. Мейдстон музей, Кент, Англия. XIX в.

Леди Годива - часы в Ковентри
Лошадь и Lody Godiva были сделаны из дерева студентами в 1950 г.

by Isaac Kahn
Эля Ялонецки

бронзовая статуэтка, L. Mignon, Бельгия, ок.1890
by Tania Babb

GODIVA (2013) by Joao Ruas
Акрил, Fabriano и дерево


Wedgwood Lady Godiva plate
Тема пользуется огромной популярностью и в наши дни. Чего стоят хотя бы работы Сальвадора Дали на этот сюжет, причем и живописные и скульптурные. Да и сейчас очень часто появляются новые произведения с Леди. Другое дело, что сейчас во многом утрачен драматический момент самопожертвования, чаще всего это или изображение обнаженной красавицы верхом в стиле некоей лесной богини красоты или просто эротический образ, воссозданный в мраморе, глине, бронзе, на гобелене, на полотнах живописцев...


и даже на обёртке шоколада, достойного королей, качество и изысканность которого всегда были ценимы королевскими семьями:
  • У королевы Англии есть привычка лично посещать магазин Harrods, чтобы самой выбрать любимый сорт шоколада Godiva.
  • На светских приемах Королевы Матери Нидерландов подают пралине Godiva.
  • Король Бельгии покупает пасхальные яйца Godiva. Шоколад "Godiva" официальный поставщик бельгийского королевского двора.
  • Также подают на официальных церемониях Каннского кинофестиваля.


Почти 80 лет назад амбициозный, но тогда еще никому не известный брюссельский кондитер Джозеф Дропс (Joseph Draps) загорелся идеей создать премиальный бренд шоколадных конфет нового поколения – с гладкой поверхностью, оригинальной начинкой из отборных сортов какао и непременно в изысканной упаковке ручной работы. Когда шоколатье придумывал название своего новоиспеченного творения, то невольно вспомнил красивую историю о великолепной англо-саксонской графине, и с тех пор на каждой коробочке обожаемых гурманами сладостей блестит золотой вензель ‘Godiva’! Именно образ Годивы, которая сочетала в себе и страсть, и чистоту, стал символом продукции Дропса и, безусловно, ангелом-хранителем марки – 450 бутиков по всему миру может открыть только очень удачливый бизнесмен! За прошедшие годы лицом food-бренда успели побывать многие голливудские и европейские знаменитости, даже эпатажная звезда ‘Playboy’ Анна Николь Смит (Anna Nicole Smith). Но никто из них пока не смог конкурировать с легендарным образом леди Годивы – сладкоежки до сих пор ищут на конфетах и пряниках печать с изображением стройной обнаженной наездницы, и если не находят, то расценивают купленное как подделку!

Осенняя Годива 2010
Один из предварительных вариантов оформления «осенней» жестянки для конфет Godiva художника-иллюстратора из Нью-Йорка Зельды Девон.


Вероятно, этот напиток должен нравиться любителям раннего Игоря Северянина, с его фиолью и грезёрками:

Качалка грезерки (1911) [Л. Д. Рындиной]

Как мечтать хорошо Вам
В гамаке камышовом
Над мистическим оком - над бестинным прудом!
Как мечты - сюрпризерки
Над качалкой грезёрки
Истомленно лунятся: то - Верлен, то - Прюдом!

Что за чудо и диво!
То Вы - леди Годива,
Через миг - Иоланта, через миг Вы - Сафо!..
Стоит Вам повертеться -
И загрезится сердце:
Все на свете возможно, все для Вас ничего!

Покачнетесь Вы влево -
Королев королева,
Властелинша планеты голубых антилоп,
Где от вздохов левкоя
Упоенье такое,
Что загрезит порфирой заурядный холоп!

Покачнетесь Вы вправо -
Улыбнется Вам Слава,
И дохнет Ваше имя, как цветы райских клумб;

Прогремит Ваше имя,
И в омолненном дыме
Вы сойдете на Землю, - мирозданья Колумб!

А качнетесь Вы к выси,
Где мигающий бисер,
Вы постигнете тайну: вечной жизни процесс.
И мечты-сюрпризерки
Над качалкой грезёрки
Воплотятся в капризный, но бессмертный эксцесс!

К сожаленью, истина проста и состоит в том, что это банальная алкогольная версия одноименной знаменитой компании шоколадных конфет. Существует в двух версиях: одна - из белого шоколада, вторая из темного. Ликер нравится шоколадным наркоманам и нимфеткам. Выпускается с 1992 года. Обычно его используют как добавку в кофе со сливками для получения темного шоколадно-моккового гибрида или подается к черному кофе в качестве десерта.


Коктейль Шоколатини : ароматная комбинация на основе водки и ликера Godiva.
«Шоколатини» — это коктейль-мечта. Сладкий шоколадный привет из детства, приготовленный по-взрослому. Чтобы насладиться настоящим «Шоколатини», вам понадобится сливочный Бейлис, фирменный шоколадный ликер Godiva, а также качественная водка и немного черного шоколада.
Ирландский сливочный ликер Бейлис – 40 мл, Водка – 30 мл, Шоколадный ликер Godiva – 10 мл, Шоколадная стружка (для украшения), Лед – 3-4 шт.
Коктейль «Шоколатини» готовится по методу shake&strain. Положите на дно большого коктейльного шейкера крупно колотый лед. Добавьте водку, сливочный и шоколадный ликеры. Сильно взболтайте, для того чтобы коктейльная жидкость стала однородной и в достаточной степени охладилась. Процедите в замороженную рюмку для мартини. Перед подачей «Шоколатини» рекомендуется украсить стружкой из черного шоколада.
Lady Godiva. Czech perfume bottle.


Гладиолус "Леди Годива"


Тыква голосемянная Леди Годива

Интересна трактовка легенды в онлайн-игре «Легенда: Наследие Драконов» .

Lady Godiva выросла в семье знатного вельможи, не ведая горя и тревог. Достигнув совершеннолетия, девушка была отдана в жены прославленному воину. Союз двух любящих сердец обещал быть долгим и безоблачным. Но судьба предначертала молодой женщине иной жизненный путь...
Полчища воинственных жителей Хаира ворвались в соседний город и устроили там кровавую резню. Спасать несчастных отправился отряд отважных воинов под предводительством мужа Lady Godiva. Но на беду, многочисленные войска магмаров оказались сильнее. Бесстрашные герои были разбиты и захвачены в плен.
Когда страшная весть донеслась до Lady Godiva, она тотчас же приняла решение, во что бы то ни стало вызволить любимого, пусть даже ценою собственной жизни. Позабыв о страхе, она отправилась к врагам в осажденный город. Удивленные такой храбростью, магмары выслушали прекрасную просительницу. Ее слова вызвали безудержный и дикий смех у главаря. Оглядев с ног до головы девушку, он выдвинул требование: если она пройдет обнаженной через весь город, то ее муж останется в живых. Магмары осознавали, что Lady Godiva слишком скромна, благопристойна и целомудренна, чтобы пройти через подобное унижение. Для особы ее ранга и воспитания это было жестокое испытание.
На восходе Мирроу из ворот особняка вышла молодая женщина. Ее длинные распущенные волосы струились роскошными золотыми локонами, прикрывая наготу безупречного тела. Исполненные жалости и восхищенные смелостью девушки жители закрыли ставни домов, никто не осмелился взглянуть на нее. Гордо подняв голову, Lady Godiva прошествовала через весь город и вошла во вражеский лагерь. Она выполнила свою часть договора, теперь настал их черед сдержать свое слово. Но жаждущие крови магмары на глазах у несчастной вероломно и безжалостно убили ее мужа…
А через несколько месяцев мир Фэо был потрясен появлением новой отважной воительницы. Трудно поверить, как ловко эта изнеженная девушка отражала тяжеловесные удары мечом, как грациозно держалась в седле, как уверенно и напористо вела себя с противником. Так начался победоносный путь величайшего из воинов мира Фэо - Lady Godiva. Она восхищает своей неуклонной волей к победе и стойкостью, ведь она не просто мстит за смерть любимого, она борется за свою родную землю. Природная мягкость и внимательность невероятным образом сочетаются в ней с целеустремленностью и выносливостью. Она повергает в трепет самых сильных врагов, мастерски владея мечом и бесстрашно вторгаясь в самую гущу кровавого боя. Легендарный клан Mercenaries с гордостью принял отважную воительницу в свои ряды. Как оказалось суждено свыше, истинное предначертание Lady Godiva – быть воином, великим воином…


Леди Годива символ Гончих Годивы из Ковентри (ГГК) - легкоатлетического клуба, основанного в 1879 году. В клубе в настоящее время много спортсменов международного уровня.

Леди Годива — это так же и экспериментальный импульсный ядерный реактор, построенный в Лос-Аламосской национальной лаборатории. Свое название реактор получил из-за того, что его активная зона была полностью обнаженной — никакой биологической защиты, отражателей нейтронов, или даже корпуса не предусматривалось (части уранового ядра были закреплены на металлическом каркасе). Несмотря на то, что большая часть действий с устройством выполнялась дистанционно, из-за отсутствия биологической защиты устройство оставалось крайне опасным. Так, экспериментатор Отто Фриш однажды чуть не погиб, приблизившись к собранному ядру Годивы. Человеческое тело хорошо отражает нейтроны, и приближение человека к ядру приблизило его к критичности. 12 февраля 1957 года произошёл аварийный выход устройства на критичность. Никто из людей не пострадал, но энергия ядерной реакции серьёзно повредила устройство, и оно было признанно не пригодным к ремонту. Позже были построены ещё несколько устройств, аналогичных по принципу действия, но гораздо более совершенных: они управлялись полностью дистанционно (в отличие от первого устройства, в котором некоторые действия приходилось выполнять вручную), предусматривалось охлаждение ядра, что позволило увеличить мощность импульсов.

Острова Кука 2013 Ag 20$
В честь леди Годивы ученым-астрономом Эдвардом Боуэллом назван и астероид 3018 Годива . Впрочем, как это ни странно звучит, но иногда в честь Леди Годивы получают свое название и магазины одежды.



Монеты Ковентри (полупенни) с изображением леди Годивы. 1792, 1793, 1794
Недалеко от бывшего кафедрального собора Ковентри установлен большой памятник – леди Годива с распущенными волосами верхом на лошади. Изображение памятника также помещено на печати городского совета Ковентри. Статуи самых разных размеров знаменитой наездницы и «подглядывающего Тома» во множестве украшают этот английский город.

В 1966 году имя леди Годивы вдруг замелькало на первых полосах газет в связи с совершенно невероятными обстоятельствами. В изданной в том же году «Книге пэров Дебретта», подробном справочнике, повествующем о том, кто есть кто среди английской аристократии, была высказана новая точка зрения на родословную королевы Елизаветы II. Королева, среди предков которой, как давно известно, был Вильгельм Завоеватель, по утверждению составителей справочника, являлась также – в 31-м колене – потомком Гарольда, монарха, смещенного Вильгельмом. После поражения и гибели отца в битве под Гастингсом 14 октября 1066 года дочь Гарольда бежала на континент, где вышла замуж за Владимира Мономаха, великого князя Киевского. Их потомков можно проследить в нескольких европейских королевских династиях. Один из них вернулся в Англию во времена правления Эдуарда II Плантагенета, короля, жестоко убитого в тюрьме в 1327 году. Дотошные читатели «Книги пэров Дебретта» проследили родословную жены Владимира Мономаха: ее прапрадедом оказался не кто иной, как Леофрик, предположительно отправивший благочестивую жену на конную прогулку в обнаженном виде по улицам Ковентри. Таким образом, королева Елизавета может утверждать, что ведет свою родословную, в числе прочих великих, и от леди Годивы.


Процессия в честь леди Годивы в Ковентри.
David Gee (1839–1911) Середина XIX в.
"Леди Годива" на параде в Англии. 1935 г.

"Леди Годива" на параде в Англии. 1962 г.
Представление повторялось периодически до 1907 года, пока одеяние или, скорее, отсутствие оного у исполнителя роли Годивы не стало предметом общественных пересудов. И в 1907 году сие предосудительное действо было прекращено.


Праздник был возобновлен в 1998 году (в некоторых источниках указывается 1988 г.). Старый английский город буквально наводнен открытками, сувенирами и статуями с этим сюжетом. Трехдневные празднества в Ковентри привлекают около 60 тысяч человек ежегодно. В эти дни проходят уличные спектакли, шоу, работает ярмарка, выступают поп и рок группы со всей Англии. Сегодня это карнавал, где много музыки и песен, участники которого одеваются в костюмы XI века и участвуют в различных конкурсах. Наиболее популярным является конкурс на лучшую леди Годиву. В этом конкурсе принимают участие женщины, одетые в туалеты дам XI века, и непременным условием соревнования являются длинные золотистые (или, просто, светлые) волосы. Праздничное шествие начинается от руин первого кафедрального собора, который построил в свое время муж леди Годивы, далее идёт по маршруту, проложенному некогда отважной леди. Однако ничего в экстремального в этом конкурсе нет — раздеваться и ехать верхом по улицам участницам не нужно. Ведь сделать это лучше, чем сама леди Годива, всё равно ни у кого не получится. К тому же праздник в Ковентри семейный и не предполагает обнаженной натуры.
London (UK) 2001 - Nan Goldin


Amy Vitale как Lady Godiva. фото: Michael Resnik
Однако, не раз, сметая границы Ковентри, он проводился и в других городах мира, которые сами решают, украсит ли их фестиваль обнаженный символ женщины, готовой пожертвовать благопристойностью ради своего народа. Наиболее отчаянные из претенденток, невзирая на цвет своей шевелюры, по примеру легендарной графини, садятся на лошадей и совершают, в подражание героине, поездки в обнаженном виде.

"Леди Годива" на рыцарском параде

Правда, настоящая леди Годива не могла сидеть на таком седле, как девушки из Гайд-Парка, да и как на картине Джона Кольера тоже. Мужские седла в те времена уже чем-то напоминали современные, хотя и делались обычно из дерева. Женские же седла по описанию напоминали стульчик, часто со спинкой, на котором лежала подушка. Дама сидела боком на этом стульчике, не просто свесив ноги на одну сторону лошади, как на картине Адама ван Хорта, а ставила их на подвешенную опору-дощечку.


Кстати, в 2003 году в один прекрасный день к резиденции премьер-министра Великобритании на Даунинг-стрит среди бела дня подъехала на лошади современная леди Годива в точно таком же одеянии, а точнее без него. Ее сопровождало несколько женщин, требовавших от правительства налоговых льгот для работающих родителей, которым приходится нанимать нянь. Пошло ли правительство на уступки, неизвестно, но сам факт свидетельствует о том, что о прекрасной леди Годиве англичане не забыли.

А. Семакова. "Купание красной Собчак"
Помнят о ней и некоторые рассеяне. Но, как обычно, у них выходит это плагиатично, очень похоже не то, что на плагиат Петрова-с-Водкою, который, хлобыстнув водкина стакан, передрал почти один в один, подарив очередной шыдевр на века, но и на оригинал - "Леди Годиву" Джона Кольера.

Годива

1. У современной Годивы на всю квартиру –
Две шоколадки и душ.
Править бы миром, но прОклятым пиром
Властвует строгий муж.

У современной Годивы не те пунктиры,
Карта размечена четко.
Томная ночь расстрелялась, как в тире,
Слава глазам и походке.
У современной Годивы признанье дивы –
Что вы, уймитесь, боги,
Что там лошадка, её перспективы
Больше, чем чьи-то налоги.

Четкая поступь, злой взгляд и, заначкой,
Выдох на всё, что спорно.
Это хорошая цель, как иначе.
К цели, вперед – обнаженной.

2. У вечно юной Годивы три Джа правят миром,
Хоть бы весь город – галопом.
Спорны пороки, и всё те же боги
Прочат ей путь автостопом
К звёздам. И пиво у юной Годивы
Стынет в руках, её ноги
Кто-то целует, кто станет кумиром,
Может, на ночь, но в сроки.

Это романтика, фразы и мысли.
Дым на губах стынет жженым.
И если в этом дрожать над немыслимым,
Можно дрожать обнаженной.

3. У постепенной Годивы в руках суть мира,
Стоит чиркнуть зажигалкой и выключить свет.
И кожей чувствовать – ровным потоком хлынет
Странной поземкой вдоль стен близкий уж силуэт.

Ради кого-то
на эшафоты,
как обнаженный суккуб.
Или опавший дуб.
Лечь, как на стол в морге труп,
Лишь бы кто-то
Так же остался, как и хотел быть,
Крут.

Ну а в итоге всё пусто. Мир грешен и скуп.

на этом всё...