Воспитание и развитие ребенка. Воспитание одаренного ребенка. Методика воспитания Масару Ибука. О методике раннего развития масару ибука Несколько слов о Масару Ибуке

Рассмотрим принципы и постулаты воспитания детей с раннего детства - методика Масара Ибуку.

Масару Ибука: «После трех уже поздно»

Способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого. Нас должно беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком много информации, а то, что ее порой слишком мало, чтобы полноценно развивать малыша. Многие навыки невозможно приобрести, если они не усвоены в детстве. (М. Ибука)

Богатство раннего опыта

Методика Масару Ибуки отнюдь не является каким-то революционным открытием в области педагогики. Ее автор, используя свой собственный, кстати, отнюдь не профессиональный опыт, однажды пришел к удивительному выводу: маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Более того, то, что они усваивают без каких-либо усилий в два, три или четыре года, в дальнейшем дается им с трудом или вообще не поддается усвоению.

В отличие от взрослых, которые иногда ленятся овладевать новыми знаниями, дети готовы учиться всегда. Этот свой постулат педагог отстаивает ненавязчиво и тактично, благодаря чему его единственная, однако невероятно популярная книга «После трех уже поздно» проста и кристально ясна, как и все японские сентенции.

Чтобы понять направление педагогики Масару Ибуки, необходимо иметь хотя бы общее представление о жизни этого талантливого японца.

Начав свою деятельность в 1947 году, молодой инженер Масару с тремя компаньонами и 700 долларами в кармане основал фирму «Сони», а затем стал президентом этой всемирно известной компании.

Обратиться к методике раннего воспитания Ибуку заставили непростые жизненные обстоятельства. Его маленький сын серьезно заболел, в результате чего стал резко отставать в развитии. Обеспокоенный отец применил собственную систему обучения, которая удивительным образом помогла восстановить умственные и физические силы малыша. Методика оказалась настолько эффективной, что вскоре привлекла к себе внимание многих японских педагогов и родителей.

В 1969 году Масару Ибука создал уникальную организацию под названием «Японская ассоциация раннего развития». Под руководством крупнейших ученых в экспериментальных классах изучалось, анализировалось и расширялось применение известного метода доктора Шиничи Сузуки обучения малышей игре на скрипке, привлекшее тогда внимание всего мира.

На посту директора организации «Обучение талантов» в Мацумото Ибука дал возможность тысячам японских детей учиться по программе, которая предложила изменить не содержание, а способ обучения. Так крупнейший японский предприниматель стал автором новаторских концепций воспитания и обучения детей в раннем возрасте.

Известно, что специалисты по обучению относят к наиболее сложным образовательным программам иностранные языки, чтение, игру на скрипке или фортепиано. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей это почти не осознанное усилие. Как считает Ибука, «чтобы дети, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке — и все это на высоком уровне, — надо, чтобы их любили (что мы и делаем), уважали (что мы делаем редко) и предоставляли в их распоряжение все то, чему мы бы хотели их научить».

Нетрудно представить себе, говорит Масару Ибука, насколько лучше был бы мир, если бы голод познания трехлетнего ребенка удовлетворялся не только Микки-Маусом и цирком, но и произведениями Микеланджело, Мане, Рембрандта, Ренуара, Леонардо да Винчи.

Основная цель теории — дать детям больше знаний и свободной информации . При этом ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы он стал выдающимся музыкантом; его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста; главное — развить в ребенке безграничные потенциальные возможности, сделать его жизнь счастливой и полноценной.

Ибука считает, что главное — введение нового опыта вовремя. Но только тот, кто ухаживает за ребенком изо дня в день (а обычно это мама), может уловить этот момент: «Матери должны больше полагаться на себя и быть более последовательными в выборе системы воспитания. Уверенность в себе, твердость характера очень важны для воспитания ребенка. Поэтому необходимо вырабатывать собственный подход к воспитанию, свободный от модных течений, штампов и облегченных методов».

Если за добротой и благожелательностью, с которой написана эта книга, вы почувствуете и важность того, о чем она повествует, то, возможно, вместе с другими подобными книжками она совершит в ваших представлениях одну из самых великих и добрых революций в мире. И я искренне желаю, чтобы эта цель была достигнута. (Г. Доман о книге «После трех уже поздно»)

Тезисы Масару Ибуки

♦ Способности и характер не присущи человеку от рождения, а большей частью формируются в определенный период его жизни. Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии — с другой показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка — это его личный опыт познания в первые три года жизни, т. е. в период развития мозговых клеток.

♦ Современное воспитание делает ошибку, меняя местами период «строгости» и период «все можно» . Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим, ласковым, а когда он начинает развиваться сам, важно постепенно научиться уважать его волю, его Я. Строгое родительское влияние должно прекратиться до детского сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем может погубить в нем талант и вызвать сопротивление.

♦ Понятия «трудно» и «легко» не подходят для детей. Для ребенка, у которого нет четких, устоявшихся представлений о том, что «трудно» или «легко» — английский или японский язык, музыка Баха или детские песенки, однозвучная, однообразная музыка или гармония звуков, — все должно начинаться одновременно, для него все одинаково внове.

♦ Главное — окружение, а не гены. В Японии проводился целый ряд экспериментов с близнецами, которых с рождения воспитывали в разных семьях. Исследования показали, что даже близнецы, если они растут в разных условиях и воспитываются разными людьми, будут очень отличаться друг от друга и по характеру, и по способностям.

♦ Дети — не собственность родителей . Удивительно, что многие родители долго не расстаются с иллюзией, что, пока ребенок находится на их попечении, они могут делать с ним все, что им заблагорассудится. Они могут сказать: «Я хочу сделать из него инженера» или «Хочу, чтобы он стал музыкантом», как будто заказывают костюм у портного. Это чувство собственности по отношению к своему ребенку очень распространено и является причиной того, что волю самого ребенка игнорируют.

Если ребенок усвоит такое отношение к себе, прежде чем разовьется его собственная воля, он может потом всю жизнь сомневаться в своих силах. Вместо того чтобы планировать будущее ребенка, лучше повнимательнее присмотреться к нему. Долг родителей — предоставлять ребенку возможно более широкий выбор, чтобы он сам принял решение, кем хочет стать. Не родители, а сам ребенок — хозяин своего будущего.

♦ Пусть дети будут лучше нас. «Ученик превзошел учителя» — это должно быть основной целью воспитания. Таланты не рождаются, а воспитываются. Даже если принять как аксиому, что способности человека на 100 % врожденные, это значит, что ребенок должен достичь хотя бы уровня своих родителей. Если родителям не удалось воспитать своего ребенка так, чтобы он превзошел их хоть немного, значит, они были ленивы.

Ученик должен превосходить учителя — иначе прогресс невозможен. Разумеется, все родители хотят, чтобы ребенок был лучше, успешнее их. Даже если способности родителей невелики, их дети могут сделать успехи в любой области человеческой деятельности.

Масару Ибука и его оригинальная система раннего физического развития популярна в Японии и далеко за ее пределами. В середине 70-х годов XX века его брошюра с провокационным названием „После трех уже поздно" стала особого рода сенсацией в педагогических кругах всего мира, так как тезисы изложенные в ней выглядели настолько революционно и свежо.

При этом автор ее совсем не педагог, и не психолог и даже не многодетный отец. Масару – инженер и бизнесмен, но его интерес к возрастной психологии и физиологии нельзя назвать поверхностным или случайным, так как он продиктован родительской необходимостью. Единственный сын японского гения перенес тяжелую болезнь и начал заметно отставать в развитии. Вот тогда и родилась методика Масару Ибука . Заботливый отец просто искал способы реабилитации для своего ребенка: много читал, общался с философами, педагогами-новаторами и специалистами по детской психологии. Даже будучи президентом компании Sony, он направил все свое внимание на самое главное - на будущее, на детей и создал организацию «Обучение талантов» и Ассоциацию раннего развития в Японии, которая действует и поныне. Занятия в Ассоциации ведутся на основании оригинальных методик и приводят к ошеломляющим результатам. Дети, воспитанные свободно владеют иностранными языками, великолепно читают, рисуют, плавают как дельфины, сочиняют и играют симфоническую музыку. И при этом остаются шаловливыми, жизнерадостными и отлично адаптированными к социуму людьми. Японский новатор не дает определенных рецептов по воспитанию вундеркиндов. Более того, все изложенные в его знаменитой книге принципы в настоящее время являются стандартной практикой для многих заботливых и вдумчивых родителей. Всем кого интересует детей , будет весьма полезно прочесть эту книгу - даже если вашему ребенку уже далеко не три года.

Не опоздайте!

Методика Масару Ибука в очередной раз нас убеждает в том, что возможности детей раннего возраста просто безграничны. По мнению автора именно ранее позволяет заложить основы для будущих возможностей малыша. Масару Ибука не только боролся за инновации в развитии ребенка, но и благополучно вводил их в жизнь. Методика раннего развития автора подробно описана в его книге «После трех уже поздно». Согласно которой, архиважным периодом для развития малыша считается возраст до 3 лет. Масару обращает внимание на то, что к трехлетнему возрасту клетки мозга зарождаются до 70-80% нейронных связей, т.е. в первые шесть месяцев мозг имеет уже 50% всего своего взрослого потенциала, а к трем - практически 80%. Потребности, мышление, чувства, творчество после трех лет использует уже заложенную сформированную к этому возрасту базу. И если в этот период не создать прочную базу, все дальнейшее обучение вряд ли приведет к блестящим результатам. Именно поэтому родители обязаны приложить все усилия, что максимально сформировать все эти основы уже до 3-х лет. Существенно повлиять на раннее развитие детей в детском саду уже поздно.
Вся методика развития детей японского автора построена на том, чтобы изменить не содержание обучающего материала, а . Не стоит насильственно вскармливать детей фактами, цифрами. По мнению Масару, малыша просто невозможно перекормить новыми впечатлениями и сведениями: детский мозг подобен губке, быстро впитывает все знания, а когда он чувствует что «достаточно», то включается механизм «блокировки» и новая информация уже просто не воспринимается. Естественно, разумеется, что информация и главное - форма ее подачи должна соответствовать возможностям каждого ребенка и отвечать его потребностям. Мама, которая всегда рядом с ребенком должна почувствовать время, когда следует дать малышу новый опыт. Автор убежден, что способности и характер человека не предопределены от рождения, а поддаются формированию в определенный жизненный период. И с точки зрения детской психологии и физиологии мозга самым благодатным таким жизненным периодам и является этот возраст до 3-х лет. При этом успех развития в большей степени будет зависеть не от задатков малыша.

Масару Ибука придерживается мнения Шиничи Сузуки, который говорил: «Нет отсталых детей – всё зависит от метода обучения».

А также считает, что раннее развитие детей – это не воспитание гениев, а возможность воспитать своего малыша здоровым, смышленым, с глубоким умом и обязательно добрым.

Чему учить ребенка?

Методика Масару Ибука основана на том, что программа развития для каждого малыша выстраивается индивидуально. Но при этом следует учитывать очень точную, но немного парадоксальную мысль, что для детского пытливого ума нет четких представлений, какие мыслительные процессы являются легкими, а какие - трудными. Методика развития детей японского новатора уверяет, что дети осваивают все самое сложное (для нас) с большой легкостью и неосознанно. Автор, отвергая стереотипы о последовательности процесса познания, утверждает о том, что ребенку все интересно и в новинку. И очень важно предлагать малышу много сложных и разных, с точки зрения восприятия взрослого, вещей. Особенно это касается игры на музыкальных инструментах и иностранных языков. Масару Ибука также замечает, что „алгебра для малыша ничуть не сложнее арифметики". Важно в этом процессе, чтобы дети чувствовали любовь, уважение и поддержку своих родителей и конечно имели возможности для обучения.
Он предлагает использовать такое понятие как «образ» (особый процесс мышления). С помощью него у малыша появится возможность воспринимать и распознавать информацию. Так во время процесса познания ребенок создает моментальный образ и затем пользуется своей интуицией.
Масару Ибука заостряет внимание на том, что новый опыт вводить детям необходимо своевременно.

Малышу нужно дать определенную возможность для развития всех его потенциальных способностей. Ведь его жизнь должна быть полноценной, где будет всестороннее развитие, а не строгая узкая направленность.

Автор говорит, что хорошая музыка необходимо не только будущему талантливому музыканту, а иностранные языки -будущим профессиональным лингвистам. Малышу ни в коем случае нельзя указывать границы. Так как трехлетний ребенок может удивляться не только Микки Маусу, но и даже шедеврам искусства Леонардо да Винчи, Мане, Ренуара и так далее. Таким образом, мы уводим детей от штампов, расширяем горизонты познания и в результате формируем потребность, определенный навык к постижению чего-то нового, который при поддержке родителей не сможет угаснуть в дальнейшем.
Методика Масару Ибука очень требовательна и придирчива к качеству дидактического материала. По убеждению ее автора, в качестве наглядных пособий, предназначенных для развивающих занятий должны выступать совсем не игрушки, а все возможные сокровища мировой цивилизации. Учить стоит на первоклассных образцах! Пускай ребенок уже с самого раннего возраста увидит картины великих художников и услышит наилучшие образцы музыки, запомнит и полюбит стихи гениальных поэтов.

Музыка и языки в развитии ребенка

Достаточно большое значение уделяет раннему обучению иностранным языкам и приобщению ребенка к музыкальной культуре. Наиболее талантливые ученики уже к 4 годам свободно владеют и общаются на 5-10 языках и при этом переходят от одного к другому без особых затруднений. Никто не будет отрицать общеизвестный факт, что музыкальная гармония усваивается лучше всего в детстве. Многие идеи в области педагогики Масару перенял у уникального педагога, скрипача Шиничи Сузуки, который также пришел к идее раннего музицирования. Ибука обнаружил, что обучение музыке в самом раннем возрасте не только „смягчает душу и улучшает характер" ребенка, но и также в результате регулярных тренировок воспитывает способность к концентрации внимания и усидчивость. Так в конечном итоге, любому человеку легче осваивать новую работу или новые знания - в какой бы отрасли они ни лежали. Более того, Масару Ибука обнаружил связь между выработкой лидерских качеств и музыкальными студиями.

Физическое развитие ребенка

Методика Масару Ибука призывает учить детей кататься на роликовых и ледовых коньках, когда они еще делают только первые шаги и учить плавать практически с рождения. Так малыши с удовольствием и быстро смогут развить баланс и координацию движения. А, как правило, более физически развитые, ловкие дети и знания гораздо быстрее своих сверстников усваивают. Поучительно и также и то, что призывает почаще всех мам брать своих любимых крох на руки и даже в свою постель, баюкать, напевать песенки, рассказывать и вообще общаться с ребенком как можно больше. Только в тесном контакте малыша и матери, по мнению автора японской методики раннего развития , и определяется фактор формирования отзывчивого человека. Масару считает также, что у ребенка должно быть четкое расписание всех занятий и строгий режим. Примечательно и то, что в качестве метронома, который и будет отсчитывать время, он предлагает ввести телевизор, так например, после просмотра вечерней программы новостей наступает пора готовиться ко сну, а утренняя, допустим, музыкальная программа будет, служит сигналом к тому, что необходимо идти умываться.

Японская строгость в воспитании ребенка

Всем известно, что в Стране восходящего солнце действует так называемая «японская» модель воспитания детей, где им разрешается буквально все, но до определенного момента и затем маленькие японцы встраиваются в иерархическую жесткую структуру общества. Где авторитет старших является незыблемым и непререкаемым. Но Методика Масару Ибука да и все реальные японские методики эту модель опровергают. Кроме того такой подход к воспитанию ребенка в Японии считается глубоко ошибочным. Так как именно в первые годы жизни малыша необходимо быть с ним ласковым, но в тоже время оставаться строгим, и по мере развития его личности „отпускать поводок" постепенно и проявлять уважение к воле ребенка.

Масару считает, что принципы невмешательства в раннем возрасте и большого давления впоследствии могут очень негативно сказаться на развитии определенных талантов и даже вызвать серьезное сопротивление.

Он также допускает физическое наказание (за это систему обучения очень часто критикуют) в отношении маленьких детей, в частности шлепанье. Японский автор объясняет это тем, что в 2-3 года у ребенка уже развивается чувство собственного достоинства и поэтому отчитывать малыша в таком возрасте уже проблематично. Чем больше ребенка наказывают и ругают, тем более капризным и непослушным он становится. А чтобы избежать этого порочного круга - выход только один: приучать детей к дисциплине, пока им еще нет и года. Но в любом случае физическое наказание не должно унижать личность малыша, а тем более пробуждать чувство мести. Необходимо как можно чаще хвалить ребенка, а наказывать и ругать как можно реже. И никогда не ругать малыша при третьих лицах. Помните, что принуждение - это худший способ обучения, забота об интеллектуальном развитии вовсе не подразумевает насилие, а своеобразное пробуждение к интересу познания.

Территория развития ребенка

Методика Масару Ибука призывает всех мам принести в жертву свои карьерные амбиции ради того, чтобы быть со своим ребенком и научить его всем житейским мудростям, ведь дети очень нуждаются в заботе и любви со стороны взрослых. В своей книге автор выделяет и определяющую роль отца в воспитании малыша и о преимуществах больших семей, где к воспитанию внуков подключены и дедушки и бабушки. Очень важны также контакты ребенка с другими детьми - это развивает общительность, интуицию, фантазию, чувство соревновательности, лидерства, а также и стимулирует ум ребенка. Масару утверждает, что подобные контакты помогут ребенку на разных уровнях найти определенный баланс между индивидуальным и общественным, сформировать у малыша чувство ответственности и право на уважение к себе. Именно этот баланс и будет основой успешного взаимодействия с обществом. Методика развития детей японского гения не дает готовых решений и рецептов. А просто делится своим видением на раннее обучение и развитие. Автор рассказывает о тех результатах, которые достигают «его» дети и предлагает любящим родителям самостоятельно выбрать только те составляющие метода, которые на их усмотрения наиболее подходят именно для их малыша. Ключевая идея всей его системы обучения состоит в том, что не генетика, а социальная среда, окружение, умелые и вдумчивые педагоги имеют преобладающее значение для развития способностей ребенка. Конечно, природные задатки тоже важны, но ведь только правильная тренировка позволит им полностью раскрыться. Только любящие и вдумчивые родители, по мнению Масару Ибука, способны воспитать человека, адаптированного к любым трудностям и который сможет самостоятельно создавать новую реальность.

Масару Ибука не изобрел, как многие другие авторы методик развития детей , новые и игры, зато дал несколько, как кажется, простых, но очень дельных советов:

1.Учите наизусть стихи. Известны случаи, когда двухлетние малыши рассказывают наизусть практически всего Чуковского, а их сверстники в это время не могли даже запомнить четверостишие про плачущую Таню.

2.Обязательно берите своего ребенка на руки. Физическое соприкосновение с родителями, общение влияет не только на развитие детского интеллекта, но и формирует восприимчивого, отзывчивого человека. Взаимодействия с родителями не может быть слишком много: новорожденного нельзя избаловать лаской или совместным сном.

3.Окружите своего ребенка настоящими шедеврами музыки и произведениями искусства.

Моцарт исполнил свой первый концерт в три года. В том же возрасте будущий английский мыслитель и экономист Джон Стюарт Милл уже читал классическую литературу по-латыни. В пять лет Том Блинд играл на пианино левой и правой руками одновременно две разные мелодии, насвистывая при этом третью. Физик Л. Д. Ландау стал студентом университета в 13 лет.

“Гении падают с неба” утверждал Дидро. Одаренность ребенка – результат целенаправленных усилий родителей и правильной окружающей среды, считает Масару Ибука – инженер, основатель корпорации Sony и автор книг по раннему детскому развитию. Именно о нем пойдет речь в этой статье.

Масару Ибука является одним из основателей корпорации Sony, а также организатором и руководителем действующей Ассоциации раннего развития, которая славится своими уникальными методиками. Малыши, воспитанные «по Ибуке» замечательно рисуют, плавают, свободно владеют иностранными языками, играют и даже сочиняют симфоническую музыку. Эти детки отлично адаптированы к окружающей среде.

После трех уже поздно

Именно такое провокационное название носит нашумевшая во всем мире брошюра Масару Ибука. Автор считает, что от рождения до своего третьего дня рождения ребенок проходит путь, сопоставимый по многим параметрам со всей последующей жизнью. В первые три года жизни человеческий мозг развивается невероятными темпами. В это время формируется 70-80 % нейронных связей между клетками мозга, благодаря которым он обеспечивает дальнейшее интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие человека. То есть если в этот период не создать прочную базу, все дальнейшее обучение вряд ли приведет к блестящим результатам, подобно тому, как маловероятно совершить прорыв, работая на слабом, плохом компьютере.

Впрочем, раннее развитие в системе Масару Ибуки - это отнюдь не насильственное вскармливание младенцев фактами и цифрами. По его мнению, кроху невозможно перекормить новыми сведениями и впечатлениями - детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что «уже достаточно», включается механизм блокировки и новая информация просто не воспринимается. Разумеется, информация и - главное - форма, в которую она «упакована», должны соответствовать возможностям ребенка и отвечать его потребностям.

В чем суть?

Программа развития для каждого ребенка выстраивается индивидуально. Но следует учитывать парадоксальную, но тем не менее очень точную мысль: для юного пытливого ума нет четких представлений о том, какие мыслительные задачи являются трудными, а какие - легкими. Вопреки нашим стереотипам о последовательности процесса познания, ребенку все в новинку, все интересно. Масару Ибука считал очень важным предлагать детям много разных и сложных, с точки зрения взрослого человека, для восприятия вещей, попутно замечая, что «алгебра для малыша ничуть не сложнее арифметики».

Таким образом мы уводим детей от штампов, расширяем горизонты познания. А в результате формируется навык и потребность к постижению нового, который при поддержке близких людей не угаснет и в дальнейшем.

Масару Ибука весьма придирчив и требователен к качеству дидактического материала. По его убеждению, в качестве наглядных пособий для развивающих занятий должны выступать не игрушки, сделанные ограниченными взрослыми специально для детей, а все сокровища мировой цивилизации. Учить надо на первоклассных образцах!

Пусть в самом раннем возрасте ребенок увидит картины великих художников, услышит лучшие образцы классической музыки, полюбит и запомнит стихи гениальных поэтов.

Музыкальная и языковая гармония

В системе Масару Ибуки огромное значение придается раннему обучению иностранным языкам и приобщению к музыкальной культуре.

Наиболее талантливые ученики к четырем годам свободно общаются на 5-10 языках, без затруднений переходя с одного на другой. Знание нескольких иностранных языков Ибука считает нормой для каждого человека.

Общеизвестный факт: музыкальная гармония лучше всего усваивается в детстве. Некоторые свои педагогические идеи Ибука сформулировал под влиянием уникального педагога, скрипача Шиничи Сузуки. Сам профессор Сузуки пришел к идее раннего музицирования, когда оценил, с какой быстротой дети осваивают родную речь, ее фонетический строй и грамматическую гармонию. Ибука обнаружил, что академическое обучение музыке в юном возрасте не только «смягчает душу и улучшает характер», но также благодаря регулярным тренировкам воспитывает усидчивость и способность к концентрации внимания. А в конечном итоге человеку легче осваивать новые знания и выполнять любую работу - в какой бы области она ни лежала. Более того, Ибуки обнаружил связь между музыкальными штудиями и выработкой лидерских качеств.

Двигательная активность

Ибука призывал учить детей плавать с рождения и кататься на ледовых и роликовых коньках, когда они еще только делают первые шаги. Так малыши быстро и с удовольствием будут развивать баланс и координацию движений. А более ловкие и физически развитые детки, как правило, и знания усваивают гораздо быстрее своих сверстников.

Поучительно, что в то время когда под влиянием идей доктора Бенджамина Спока совместный сон с ребенком считался чуть ли ни чем-то неприличным, а ношение крохи на руках - баловством, Масару Ибука, напротив, призывает матерей почаще брать младенцев на руки и в свою постель, напевать им песенки, баюкать, рассказывать сказки и вообще как можно больше общаться.

В тесном контакте мамы и крохи Ибука видел определяющий фактор формирования отзывчивого человека

По мнению Ибуки, у ребенка должен быть строгий режим и четкое расписание всех занятий. Примечательно, что Масару Ибука предлагает использовать в качестве метронома, отсчитывающего время, телевизор - например, после вечерней программы новостей пора готовиться ко сну. Утренняя музыкальная передача - сигнал к тому, что пора идти умываться.

Методика воспитания Масару Ибука

Стереотип о «японском» воспитании гласит, что в Стране восходящего солнца малышам разрешено буквально все, но в какой-то момент гайки закручиваются, и маленькие японцы встраиваются в жесткую иерархическую структуру общества, где авторитет старших является непререкаемым.

Масару Ибука считает такой подход глубоко ошибочным. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем, по мнению Ибуки, может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление. Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним ласковым, но строгим, а по мере развития его личности постепенно «отпускать поводок», выказывать уважение к его воле.

Больше всего метод Масару Ибуки критикуют за то, что он допускает физические наказания в отношении маленьких детей, в частности шлепанье. Сам автор объясняет свою позицию так: в 2-3 года у ребенка развивается чувство собственного достоинства, поэтому строго отчитывать кроху в этом возрасте уже проблематично.

Чем больше малыша ругают и наказывают, тем более непослушным и капризным он становится

Чтобы избежать развития этого порочного круга, есть только один выход - приучать детей к дисциплине, пока им еще нет года.

В любом случае физические наказания не должны унижать личность ребенка и пробуждать жажду мести. Нужно хвалить почаще, ругать и наказывать пореже. И ни в коем случае не ругать при третьих лицах, помнить, что принуждение - худший способ обучения. Забота об интеллектуальном развитии подразумевает не насилие, а пробуждение интереса к процессу познания.

С моей точки зрения, основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в “хороший” детский сад и начальную школу. Главное – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире. Масару Ибука

«После трех уже поздно»: внимаем и запоминаем

  • Ни один ребенок не рождается гением, и ни один - дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка.
  • Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра или землетрясения. Раннее развитие - это примерно и есть такой фундамент. Его нужно делать крепким с самого начала, потому что невозможно начать строить фундамент, когда здание уже готово.
  • Глаза или нос передаются вашему ребенку по наследству, а выражение его лица - это то зеркало, в котором отражаются отношения в семье.
  • Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать ребенка информацией или научить читать и писать в раннем возрасте. Но что гораздо важнее - это развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Для этого нет специальных программ, и только то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом, может сформировать личность ребенка.
  • Если мама простудится, она может постараться не заразить своего ребенка, например, не держать его на руках слишком близко или надеть марлевую повязку. Но не так уж много мам, которые заботятся о том, чтобы не передать детям своих недостатков. Вирус под названием «нервозность» у мамы гораздо более заразный и сильный, чем простуда.

Масару Ибука не изобрел новых развивающих игр и игрушек, как многие другие методисты, зато дал несколько очень дельных советов.

1. Учите стихи наизусть. Мозг ребенка способен удержать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Чем интенсивнее используется память, тем лучше она функционирует и развивается. Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении. Известны случаи, когда двухлетние карапузы рассказывали наизусть всего Чуковского, в то время как их сверстники не могли запомнить четверостишие про плачущую Таню.

2. Берите кроху на руки. Общение, физическое соприкосновение с родителями влияет не только на интеллект малыша, но и формирует отзывчивого, восприимчивого человека. И вообще - общения, взаимодействия с родителями не может быть слишком много. Новорожденного нельзя избаловать совместным сном и лаской.

3. Разнообразьте занятия. Для ребенка полезнее пробовать свои силы в разнообразных занятиях, с возможно более широким кругом предметов, чем сосредотачиваться на чем-то одном. С другой стороны, если он преуспеет в одной области, это придаст ему уверенность в себе и он будет успешнее продвигаться в других занятиях.

4. Дайте ребенку карандаши как можно раньше. Все, что малыш делает руками - рисует, разбрасывает игрушки, рвет цветную бумагу, - развивает его интеллект и творческие задатки. Чем скорее вы дадите ребенку карандаши, тем лучше будут результаты. Но если одновременно вы будете поминутно его останавливать («Держи карандаш правильно!», «Яблоки должны быть красные»), то помешаете развитию его творческих способностей.

5. Тренируйте левую руку так же, как правую. Обратите внимание, что обезьяны свободно пользуются обеими руками для еды и игры. Человек в этом отношении менее совершенен…

6. Не покупайте малышу слишком много игрушек. Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Если вы хотите развить у крохи фантазию, нестандартное мышление и изобретательность, не покупайте ему все, что он просит. В воображении малыша кусок дерева или крышка от чайника могут преобразиться в сказочный дом или корабль - это куда интереснее, чем дорогая игрушка из магазина, которую можно использовать по какому-то одному назначению.

7. Больше двигайтесь. Пешая ходьба стимулирует мыслительный процесс и является отличным упражнением для интеллекта. Не зря ведь многие талантливые люди говорят, что во время прогулки в голову приходят новые идеи и вновь появляется вдохновение.

Так говорил и завещал великий Масару Ибука

  • Прежде чем воспитывать детей, нужно сначала воспитать родителей
  • Детям полезна ходьба. Из 639 мышц нашего тела 400 участвуют в ходьбе. Не случайно многие писатели говорят, что, когда работа у них стопорится, они совершают прогулку, в процессе которой появляются новые идеи. По всей вероятности, ходьба стимулирует мыслительный процесс.
  • Лепка, вырезание узоров из бумаги и складывание бумажных фигур развивает творческие задатки ребенка. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих собратьев в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки. Ловкость рук и самовыражение – это первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком благодаря лепке. Малыш с любопытством изучает окружающие его предметы и особенно реагирует на те, которые дают ему, “радость достижения” и удовлетворяют его потребность в творчестве.
  • Дайте своему ребенку карандаши как можно раньше. Все, что ребенок делает руками – рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу – развивает его интеллект и творческие задатки.
  • Мне кажется, в Японии детям дарят слишком много игрушек. Когда вокруг ребенка слишком много игрушек, это его подавляет и ему трудно сосредоточиться на чем-то одном. Ребенок лучше всего играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. Готовые игрушки редко нравятся детям, поскольку они имеют мало общего с окружающим их миром. Лучше, если ребенок сделает себе игрушку сам.
  • Когда ребенку дают стандартный лист бумаги, его тут же лишают возможности выбора. Ребенок видит огромный мир (гораздо больший, чем родители могут себе представить), когда он впервые берет в руки карандаш и обнаруживает, что он может оставлять следы на чистой бумаге. Этот огромный мир гораздо больше, чем стандартный лист бумаги. Я бы давал ребенку огромный лист бумаги, чтобы он ползал по нему, рисуя.
  • Воспитывать ребенка – это значит воспитывать и самого себя.

Вышедшая в 70-х годах книга по воспитанию детей «После трех уже поздно» простого японского бизнесмена Масару Ибуки, до сих пор вызывает много споров. Но, несмотря на это, эта методика раннего развития стала популярной не только на территории Японии, но и по всему миру.

В этой статье рассмотрим основные положения методики Масару Ибуки «После трех уже поздно».

Раннее начало

Масару Ибука считал, что начинать развивать своего ребенка надо уже с первых дней его жизни, так как в первые три года мозг развивается очень быстро и за это время сформировывается на 70-80%. Это значит, что в этот период дети быстрее обучаются чему-либо, и можно создать прочную базу, необходимую для получения дальнейших знаний. Он говорил, что ребенок будет воспринимать столько информации, сколько он сможет воспринять, а все остальное он просто отбросит.

Учет индивидуальных особенностей

Вся система развития для каждого ребенка составляется индивидуально, с целью выявления круга вопросов, интересных малышу (то есть распознать его наклонности) и поддержания этого интереса. Ведь это прямой путь для определения будущей профессии, а значит, возможности добиться больших успехов в жизни.

Соответствующий дидактический материал

Для того, чтобы добиться хорошего результата, ребенка необходимо окружить не самодельными наглядными пособиями, а произведениями искусства великих людей: картинами, классической музыкой, стихами.

Двигательная активность

Ибука настаивал, что дети должны начинать заниматься различными видами спорта: плаваньем, катанием на роликах и др. – еще тогда, когда они только учатся совершать самостоятельные шаги. Это необходимо для развития координации движения, ловкости, укреплению всех мышц. Ведь известно, что сильные и хорошо физически развитые люди, более уверенные в себе и быстрее усваивают знания.

Творческая деятельность

Обязательным автор методики считал обязательно нужно заниматься с ребенком лепкой, складыванием бумаги и рисованием. Это способствует укреплению мелкой моторики у малыша, что приводит развитию его интеллекта и творческих способностей. Масару Ибука предлагал не ограничивать детей маленькими размерами листа, а давать ему для творчества большие листы и не «подсказывать» как и что рисовать, чтобы он мог самовырзиться.

Изучение иностранных языков

С младенчества, по мнению автора методики, просто необходимо заниматься иностранными языками, а можно даже одновременно несколькими. Для этого он предлагал использовать записи с уроками, записанными носителями языка, так как у деток очень хороший слух. Естественно, что при занятиях с ребенком надо использовать интересный для него материал: игры, песенки, стишки с движениями.

Связь с музыкой

Следующей составляющей раннего развития по методике Масару Ибука является формирование музыкального слуха. Он предлагал вместо популярных детских песенок знакомить малышей с классической музыкой, а так же обучаться музыке академически. Ибука настаивал, что это поможет воспитанию лидерских качеств, усидчивости и концентрации внимания.

Соблюдение режима

Обязательным в своей системе развития Ибука считал строгий режим, с четким расписанием всех занятий и гигиенических процедур. Это надо не только детям, но и родителям, которым, чтобы успевать заниматься всем, надо правильно распланировать время.

Создание правильного эмоционального фона

Но самым главным в своей системе развития Масару Ибука считал создание правильного окружения – среды любви, теплоты и веры в его силы. Он рекомендовал мамам чаще брать своих малышей на руки, больше с ними общаться, чаще хвалить их, чем ругать, обязательно петь им колыбельные и рассказывать на ночь сказки.

Основная цель методики раннего развития Масару Ибука «После трех уже поздно» не сделать гения из вашего ребенка, а дать ему возможность обладать глубоким умом и здоровым телом.

Методика Масару Ибуки, безусловно, отличается от других, таких как методика или , но вполне имеет право на существование.

Методика раннего развития. Масару Ибука " После трех уже поздно ".

Масару Ибука родился более 100 лет назад в сложное для его родины время. После смерти отца, мать, чтобы устроить личную жизнь, оставила его на попечение дедушки и бабушки. Маленький Ибука унаследовал от отца пытливый характер и инженерный склад ума. Однажды он разобрал будильник, но собрать его так, чтобы он работал, не смог. Дедушка, воспитывая малыша позволял ему все, что не вредило здоровью. Он купил еще одни часы, которые постигла та же участь. Лишь с третьего раза у Масару Ибука получилось собрать их правильно. Дед, видя способности внука, направил их в нужное русло. Ибука поступил в университет на электротехнический факультет. Успешно отучившись и завоевав славу «гения – изобретателя» среди сокурсников, Масару Ибука продолжил заниматься любимым делом. Позже он основал собственную фирму по изготовлению точных инструментов. Он стал учредителем и главным инженером компании, которая сейчас известна во всем мире и ассоциируется с гарантией качества – «SONY».

Что же подвигло инженера заняться педагогикой? Конечно же, его ребенок. Сын Масару Ибуки страдал заболеванием нервной системы (аутизмом). Масару посвятил много сил изучению различных развивающих педагогических методик. Изучая вопросы воспитания, Ибука много наблюдал за детьми и подростками. Он пришел к выводу (возможно не первый, но еще раз подтвердил теорию), что умственные возможности человека формируется до трех лет. Ведь когда мы начинаем обучать ребенка? Ближе к поступлению в школу. А к этому возрасту динамичное развитие клеток головного мозга завершено на 80%!

Ибука стал основателем школы «Обучение талантам» и ЯПОНСКОЙ АССОЦИАЦИИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ. Масару Ибука написал книгу, которая популярна и сейчас. Для многих родителей она стала настольной.

В своей книге, посвященной раннему развитию: « После трех уже поздно », автор призывает родителей направить усилия на развитие детского мозга от рождения до трех лет.

Ибука Масару считает главным в воспитании ребенка – среду, в которой он существует с рождения. Благодаря разному жизненному опыту, дети проявляют разные способности. Ребенок впитывает информацию, как губка, поэтому его запросто можно обучить иностранным языкам, музыке, плаванию, творческому мышлению и т.д.

В книге приведен пример, подтверждающий выводы автора о важности среды воспитания.

К примеру, Моцарт. Мы привыкли считать его гением, ведь он в три года дал свой первый концерт! Но проанализировав его детство, мы увидим, что его очень строго воспитывал отец, который хотел сделать своего ребенка выдающимся. Моцарту с самого раннего детства родители создали благоприятные условия для творчества и дали хорошее образование.

С другой стороны - история о двух девочках, которые жили в волчьей стае и были найдены миссионерами. Они не разговаривали и имели волчьи повадки. Все попытки «очеловечить» их ни к чему не привели, говорить Амала и Камала так и не научились. А то, что «заложила» в них волчья стая, так и осталось с ними на всю жизнь.

Вот, что советует Масару Ибука родителям, которые хотят вырастить разносторонне развитого ребенка:

Нужно подкреплять интерес ребенка. Когда дети маленькие, сложно распознать склонность ребенка к какому – либо виду деятельности. Когда у малыша появляется интерес, важно вовремя среагировать и всячески его поддерживать. Ведь часто интерес перерастает в увлечение, увлечение в хобби, а хобби со временем может стать профессией. А что может быть лучше чем работа, от которой получаешь удовольствие? Поэтому нужно дать шанс ребенку попробовать и проявить себя в разных областях.

Малыша можно и нужно учить иностранному языку . Желательно, чтобы ребенок слышал иностранный язык от его носителя, ведь у детей отличный слух. Не обязательно ехать за границу или нанимать гувернантку – француженку. Сейчас множество курсов языка есть на дисках. Очень хорошо помогают в изучении языка малышам и , которые сопровождаются движениями. Так как задействованы несколько органов чувств, процесс запоминания проходит намного быстрее и осознаннее.

Нужно прививать ребенку музыкальный вкус . В одном из японских детских садов провели исследование, и оказалось, что детские песни нравятся малышам гораздо меньше, чем классическая музыка. Больше всего малышам понравилась пятая симфония Бетховена. Ребенок слушает музыку, которую ему предлагают, поэтому первичное развитие музыкального вкуса лежит на совести родителей.


Ходьба очень полезна . Ходьба и свежий воздух стимулирует умственную деятельность. Поэтому Масару Ибука считал, что как только ребенок научился ходить нужно как можно реже использовать коляску, пусть больше ходит.

Плавание. Цель - не научить ребенка плавать (хотя это тоже благая цель, ведь позже ребенку нужно преодолевать свой страх), а получить общее благоприятное влияние на организм малыша. Плавание укрепляет мышцы, улучшает сон и аппетит. Сейчас грудничковое плавание становится все более популярным, жаль, что не во всех городах есть специализированные бассейны для младенцев, приходится ограничиваться ванной.

Лепка, апликации, рисование карандашами и красками развивает задатки творчества у ребенка. Малыш, освоивший лепку в раннем возрасте, опережает своих сверстников в освоении навыков самообслуживания и пр. Аппликация и рисование способствуют развитию творческих способностей. И не нужно малышу «подсказывать», что небо должно быть синим, а трава зеленой, пусть рисует так, хочется ему.


Обеспечьте ребенка предметами для игр – это не обязательно покупные игрушки, а то, что стимулирует фантазию малыша – различные по форме и фактуре безопасные предметы (проявите фантазию и вы). Если ребенок не может сам, его нужно учить играть.

Но самое главное – окружить ребенка любовью, теплотой и верой в него.

Книга Масару Ибуки написана легко, читается быстро. Встречаются родители, которые не согласны с некоторыми его предложениями, например то, что ребенка до года нужно познакомить с разными вкусами - от сладкого до кислого и горького. Встречаются как противники, так и сторонники его методов воспитания. Но, в любом случае, такой выдающийся человек, как Масару Ибука, заслуживает внимания к своему труду. Методика Масару Ибака популярна не только в Японии, но и во всем мире.