Государственные праздники россии, их значение, история и роль в современном обществе. Значение праздников и развлечений. Требования к их организации и проведению. консультация на тему Культура и социум

Само слово «праздник» произошло от древнеславянского «праздь», то есть «безделье, ничегонеделанье, отдых».

На первый взгляд, праздничные дни не приносят особенной пользы, кроме хорошего, веселого отдыха, однако, значение их преуменьшать не следует.

Каждая праздничная дата имеет свой смысл, несет свое предназначение, и календарь праздников, будто бы, соединяет прошлое и настоящее . Именно в праздники особенно ярко выделяются традиции, вырисовываются обычаи, именно удается отразить всю красоту и вековую мудрость своих предков, силу, характер, талантливое творческое начало, уважение и преклонение перед верованиями и достижениями дедов, почитание природы и ее явлениям.

К праздникам готовились заранее. Задолго до наступления красной даты шили нарядные одежды, украшали их, затем, готовили и учили молодых девушек готовить праздничные блюда . Кстати, к каждому празднику необходимо было свое, праздничное кушанье. Иные блюда готовились не один день .

Для праздничных гуляний сочиняли песни, придумывались танцы. Девушки и молодые люди должны были не только в труде показывать свое мастерство, но и в танце, в песни. Люди общались, веселились, передавая из уст в уста напевки, игры, приговоры, небольшие сценки, хороводы, образуя тем самым мощный пласт народной культуры.

Многие праздники и сейчас прекрасно помнят и отмечают. Одним из таких праздников является Масленица.

Масленица

Этот праздник знаменовал собой окончание зимы и начало весны . Называется он так не случайно. Празднуется Масленица в самую последнюю неделю перед Великим постом. В это время уже нельзя было есть мясное, но вот на молочные продукты запрета еще не было. Поэтому основным праздничным блюдом были блины, которые обильно поливались маслом .

Точного календарного дня это праздник не имеет, он высчитывается от Пасхи. Вся неделя была праздничной и каждый день имел свое название. В понедельник отмечали встречу, во вторник устраивали заигрыш, среда считалась лакомкой, четверг — разгулом, пятницу называли тещиными вечёрками, а в субботу – золовкины посиделки, воскресенье был прощенным днем, или проводами .

Еще перед Масленицей, в воскресенье, отец девушки, которую отдали в жены, приезжал к новой родне с угощениями и звал молодых к себе в гости . В масленичную пятницу, обычно, молодые приезжали. К этому времени теща готовила самые вкусные блюда и угощения. Конечно же, на почетном месте были блины. Встреча проходила тепло, радостно, по семейному, до глубокого вечера. Мужчины говорили о своем, а мать с дочерью обсуждали свое житье – бытье. Отсюда и название — тещины вечёрки. В субботу родню встречала золовка.

В эти дни молодой муж должен был катать молодую жену с ледяных горок. Катание сопровождалось весельем, смехом, поцелуями. Проводились кулачные бои, катания на тройках .

Самым ярким событием Масленицы было сжигание чучела. Чучело делали заранее из соломы, скидывались на наряд, потом носили соломенную куклу по деревне, и после этого уносили в поле, где и сжигали под приговорки « Масленица прощай, на тот год опять приезжай».

В воскресенье просили прощение у всех живых и даже мертвых. После этого нужно было обязательно сходить в баню, чтобы очищенными заступить на Великий пост.

Вербная неделя

Это шестая неделя Великого поста. После Вербного воскресенья начинается Страстная неделя.

За 5 дней до своей смерти Христос вошел в Иерусалим, и жители встретили его, выстилая ему дорогу ветвями финиковой пальмы, как знак наивысшего почитания . Народ принял Иисуса за самого великого царя. Вход Христа в Иерусалим и знаменует эта неделя. На Руси же пальм не было, поэтому ее заменили веточкой вербы . Отсюда и название — Вербная неделя.

Это празднество отмечается тихо, без особенного веселья и гулянья, ведь Великий пост еще не закончен. Обычно, в эти дни пекли печенья или хлебцы и ставили дома веточки вербы .

Считалось, что если съесть несколько вербных сережек, то можно защититься от хворей . Если женщина не могли родить, ей тоже давали есть сережки освященной вербы.

В этот день нужно было хлопать веточкой вербы каждого, чтобы прибавить здоровья.

Это самая последняя неделя перед Пасхой, когда вспоминаются все мучения погребенного Христа . С понедельника по среду идет литургия, а уже с четверга начинают готовиться к Пасхе и наступают самые скорбные дни поминания.

Считалось, что в Страстной четверг разверзается небо и на землю спускаются наши предки, чтобы пробыть на земле до Троицы .

Самый яркий обычай Страстного четверга – очищение. Люди не только мылись в бане, но и ныряли в прорубь, для того, чтобы омыться от болезней, недугов и дурного глаза. Сбрасывали и сжигали старую одежду, чтобы и хвори сгорали вместе с ней.

В Страстную пятницу отмечался день скорби из-за гибели Христа . Этот день накладывал на поведение человека особенные запреты. Были запрещены игры, хороводы, даже говорить в такой день надо было меньше. Детям не позволялось играть, шуметь, бегать и кричать. Запрет распространялся даже на скот – с коров и овец снимали колокольчики, а птицу закрывали в сарай, чтобы не шумела. Можно было скорбеть, плакать.

С четверга по субботу смолкали колокола на церквях.

Пасха означает воскрешение Иисуса Христа . Это самый древний и Великий праздник. Ей заканчивается Великий пост — в воскресенье. Каждый год эта дата исчисляется по лунно-солнечному календарю и точного числа не имеет.

Еще ночью начинается самое торжественное богослужение, а потом всю неделю отмечается самый светлый праздник .

На столах в эти дни самые богатые яства и угощения. Здесь и мясные блюда, и рыба, и вино, и сладости. Хозяйки пекут сладкие куличи, из творога делают специальное блюдо, которое готовится лишь один раз в год. Особенное место всегда занимали крашеные яйца, которые являлись символом жизни и солнца.

В эти дни принято ходить в гости и принимать гостей у себя. При этом, обязательным приветствием должно быть христосование, то есть, троекратное целование с приговором «Христос воскрес» «Воистину воскрес».

В этот день можно было просить у Бога все, что сильно хочется, считалось, что такие просьбы непременно исполнятся.

На улицах устраивались гулянья, игры с катанием яиц, водили хороводы, ставили карусели, пели и плясали .

Троица

Троица — праздник, который посвящен Пресвятой Троице , то есть, Богу — Отцу (он ни от не рожден и ни от кого не исходит), Богу — Сыну (рожден от Бога- Отца)и Богу Святому Духу (он исходит от Бога- Отца) . Эта Троица творит мир, освещает его и ведет.

Праздник символизирует то, что людям не сразу открываются все таинства бытия. Так Бог послал им сначала Сына, а затем Святой Дух. И сам праздник означает восхваление Бога во всех трех его ипостасях.

В этот день хозяйки украшают дом зеленью, готовят праздничное угощение, а вечером отправляются на гулянья. Молодежь развлекается играми, песнями, хороводами.

Иван Купала

Этот праздник приурочен к рождеству Иоана Крестителя (еще одно его имя- Купала), и отмечается 7 июля .

Именно в этот день принято было купаться, прыгать через костер и собирать целебные травы.

Спасть в эту ночь не ложились, потому что, считалось, что именно в эту ночь нечисть — водяные, русалки, кикиморы, лешие- наиболее сильны и опасны . Их разгоняли большими кострами, через которые прыгали, изгоняя из себя все нечистое, а затем купались, ведь вода принимала в это время магическое действие. В эту ночь молодежь выбирала себе пару. Плелись венки, а потом, венок возлагался на голову любимого . Пара бралась за руки и уже вместе прыгали через костер. Считалось, что если руки не разомкнуться, быть свадьбе. Смотрели — чья пара выше прыгнет, та и жить будет счастливее. Всю ночь проводилось веселье, водились хороводы, пелись песни.

На рассвете умывались росой .

Отмечается 1(14) августа . Название «спас» происходит от сокращенного «спаситель». Медовый спас означает начало сбора меда.

В этот день освещали мед и соты. Хозяйки пекли пряники медовые, медовики, готовили квас с медом .

Все это надо было не только осветить, но и угостить бедных и больных. Люди, имеющие пасеку и не угостившие своим медом других, считались непорядочными.

Этот праздник означает преображение природы, наступление осени, отмечается 6 (9) августа . До этого дня яблоки есть не разрешалось, а вот в Яблочный спас, напротив, готовились яблочные блюда – пекли пироги с яблоками, кисели, варенье. В этот день угощали яблоками сирот, неимущих, всех своих близких, и лишь потом ели сами. Многие люди несли яблоки в церковь и на кладбище.

В России отмечаются государственные, профессиональные, международные, народные, церковные (православные), необычные праздники.

Наиболее важные даты:

  • Новый год
  • Рождество
  • День защитника Отечества
  • Международный женский день
  • Праздник Весны и Труда
  • День Победы
  • День России
  • День народного единства

Государственные праздники России провозглашаются в честь знаменательного исторического события в жизни страны. Они устанавливаются указом президента РФ. Некоторые из них объявляются выходными днями. Нерабочие праздничные даты перечислены в ст. 112 Трудового кодекса России. В эти дни проводятся официальные торжественные мероприятия, поднимается государственный флаг.

Профессиональные праздники России устанавливаются в знак признания заслуг специалистов разных сфер деятельности. Большинство из них закрепляется указом президента страны либо другим нормативным актом и отмечается на государственном уровне. Некоторые носят неофициальный характер.

Международные праздники имеют общемировое значение. Они отмечаются по всей планете. Устанавливаются международными организациями: ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ и др.

Церковные (православные) праздники - дни воспоминания священных событий из жизни Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи или почитания памяти святых.

Народные праздники - духовное наследие предков. Большинство из них связано с событиями церковного календаря. Некоторые возникли во времена язычества. Народные праздники имеют богатые интересные традиции, обычаи и приметы.

Необычные праздники - события, которые отличаются оригинальностью: посвящены изобретениям, забавным предметам, сказочным персонажам и т.п.

Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Основная цель праздника в ДОУ - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Требования к организации и проведению

Праздников и развлечений в детском саду»

составила Букаткина Л.М.

Значение праздников и развлечений.

Требования к их организации и проведению


Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Основная цель праздника в ДОУ - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство. Мы поясняем один вид искусства другим; одно искусство взаимодействует с другим, выступая в едином ансамбле; взаимно дополняют друг друга произведения различной художественной специфики. Поэтому праздник, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.

Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей - все это важные факторы эстетического воспитания.
Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в детском саду сделать для них радостным и содержательным.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы, рекомендованным «Программой воспитания в детском саду». При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20-30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45-55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.

Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.
Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.

Для детей дошкольного возраста характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью. Поэтому в программу праздника надо обязательно включить значительную часть такого материала, внеся в него некоторые изменения (варианты, иное оформление хоровода, игры и т. д.). Но, конечно, нужны и новые номера.

Виды праздников и их содержание

В дошкольных учреждениях установилась замечательная традиция торжественно отмечать праздники. По своей идейной направленности и построению различают праздники трех видов:
1. Общественно-политические: День России, День защитника Отечества, День Победы.
2. Бытовые, к которым относятся новогодний праздник, праздник выпуска детей в школу и др.
3. Сезонные: проводы зимы, День птиц, летний праздник.

Общественно-политические праздники проводятся с особой торжественностью. Начинается такой праздник с парадного выхода детей в зал с шарами, цветами, затем они перестраиваются лицом к гостям. Начинается праздничная перекличка, за которой следует концерт. Торжественность уступает место веселым развлечениям, играм, пляскам, хороводам. Детские выступления перемежаются играми-аттракционами, которые вносят оживление, веселье и не требуют предварительной подготовки. Дошкольники соревнуются в ловкости, сообразительности. Завершающая часть праздника вновь подчеркивает торжественность и радость происходящего. Звучат приветствия взрослых, перекличка детей.

В каждом детском саду праздничный ритуал дополняется своими интересными находками. Эта особенность (разнообразие вариантов) характерна также для проведения и других видов праздников.

Бытовые и сезонные праздники отличаются от общественно-политических своей тематикой, связанной с бытом, жизнью детей, художественным оформлением и построением, в котором больше непосредственности, меньше торжественности. Особое место среди них занимает праздник Нового года, один из самых любимых детьми. Это сказочный, полный волшебных превращений праздник, сулящий дошкольникам немало волнующих неожиданностей.
Центр новогоднего празднества - сверкающая огоньками и игрушками елка. Красота ели обычно настолько захватывает детей, что праздник может начинаться только с нее. Под веселую музыку дошкольники вместе с воспитателем входят в зал и рассматривают елку, ее праздничный наряд. Обойдя ее несколько раз, они рассаживаются на свои места. Они поют веселые песни, водят хороводы вокруг елки. Но самое главное начинается с появления Деда Мороза и Снегурочки. Они приносят с собой шутки, забавы, игры, загадки, сказочные чудеса и конечно же подарки.
Елка стоит еще несколько дней в зале. По просьбе детей обычно повторяются фрагменты праздника. Каждый ребенок выбирает себе понравившуюся роль, снова звучат песни, проводятся игры.

Потом елка выносится на участок. Там она продолжает стоять еще некоторое время, с новыми украшениями из ледяных игрушек, цветных льдинок, слепленных из снега зверюшек. Когда интерес детей к елке ослабевает, ее убирают, но она не должна выбрасываться во двор или сиротливо стоять заброшенной и обломанной. В памяти детей елка должна сохраниться прекрасной и нарядной.

Темами сезонных праздников являются жизнь и деятельность Детей. Например, во время летнего праздника они показывают, как окрепли на даче, какими стали ловкими, сколько выучили новых песен, стихов и т. д. Праздник проходит обычно на участке или на лесной полянке. Украшения в большинстве своем создаются руками воспитателей и детей. Это могут быть гирлянды из зелени, цветов, окаймляющие площадку, раскрашенные шарики, фонарики, фигурки зверюшек, вращающиеся от ветра, большие, яркие, сделанные из картона и раскрашенные грибы, избушки и т. д.

Летний праздник обычно проводится в форме концерта, который заканчивается сказочной инсценировкой и здравицами во славу нашей Родины.

Главная цель такого праздника - показать счастливую жизнь детей, достигнутые ими успехи в развитии.

Праздники, несущие детям радость и веселье, служат важным средством их гармонического воспитания. Полноценная подготовка к ним и удачное их проведение зависят от серьезной, умной, творческой работы воспитателя.

Работа педагогического коллектива по подготовке к празднику. Проведение праздника

Ответственность за подготовку и проведение праздника лежит на всем коллективе дошкольного учреждения . Программа праздника составляется музыкальным руководителем совместно с воспитателями с учетом «Программы воспитания в детском саду» и утверждается на одном из педагогических совещаний. Здесь же определяются ответственные за каждый участок работы: оформление зала, подготовку костюмов, поделку атрибутов и т. д. Выбирается ведущий праздника. К этому следует относиться очень серьезно и ответственно, так как от ведущего во многом зависит успех проведения праздника. Ведущим должен быть педагог, обладающий высокой культурой, находчивый, веселый, знающий детей и их особенности, умеющий свободно и непринужденно держаться.

Праздник является не только средством воспитания детей, но и формой педагогической пропаганды среди родителей. Поэтому родителей следует включать в подготовительную работу к нему (подготовка костюмов, атрибутов и т. д.), приглашать на праздник.
Итоги проведения праздника необходимо обсудить на педагогическом совещании. Здесь же определяется работа по углублению впечатлений детей в послепраздничные дни. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем утреннике, уточняются представления и впечатления о нем. Детские ответы желательно записать и поместить на стенд для родителей. Праздничное оформление групп и зала может быть сохранено в течение нескольких дней после утренника, а потом должно быть аккуратно с помощью детей убрано. На последующих занятиях следует повторить праздничный материал, дать детям для творческих игр флажки, шапочки, платочки и т. п. Во время занятий по изобразительной деятельности дошкольники рисуют, лепят на тему «Наш праздник», вновь переживая впечатления от него.

Виды и содержание вечеров развлечений

В детском саду сложился интересный опыт работы по проведению вечеров развлечений. Они организуются не реже одного раза в 10 дней в каждой группе во второй половине дня. По характеру участия в них детей и взрослых эти вечера делятся на три вида:
1. Вечера развлечений, подготовленные силами взрослых для детей.

2. Вечера, подготовленные силами детей.

3. Смешанные вечера развлечений, в которых принимают участие и взрослые, и дети.

По форме организации вечера развлечений делятся также на несколько типов: зрелищного характера, концерты и тематические вечера, детской самодеятельности, вечера-забавы и спортивных развлечений.

Многообразие вариантов вечеров развлечений, создаваемых творчеством самих воспитателей, наполняет каждый из них неповторимым своеобразием.

На вечерах зрелищного характера инсценируются знакомые детям сказки, читаются рассказы, стихотворения, звучат песни. Силами детей старших групп может быть подготовлена кукольная постановка. В ней охотно участвуют даже робкие дети, хотя они обычно стесняются выступать. Ведь в этом случае они находятся за ширмой. Участие в таких спектаклях делает их более смелыми, уверенными и общительными.

Во время вечеров-концертов организуется серьезное слушание детьми музыки. Проводятся они в основном в старших группах. Концерт должен состоять из 4-5 произведений, в основном знакомых детям. Однако эти произведения могут быть даны в необычном исполнении, чтобы внести в них элементы новизны. В концерте возможно исполнение и нового произведения. Таких концертов в год может быть не более 5-6.

Содержанием тематических концертов являются песни, стихи, игры, объединенные единой темой. Например, концерт по теме «Осень» может быть проведен так: дети по просьбе воспитателя делают осенние зарисовки. Потом по ним проводится концерт. Темы концертов могут быть самыми различными: «Мы - дружные ребята», «Без труда не проживешь», «Полет на Луну», «Весна, весна на улице», « Корней Чуковский » и др.

В подготовительной группе решили провести вечер «Мы - строители». Дети с воспитателем побывали на стройке дома, наблюдая за ходом строительства, познакомились с рабочими разных профессий. Им прочитали несколько рассказов о строителях, они разучивали соответствующие стихи, песни, отражали узнанное в рисунках, играх. Родители сделали для них мастерки, молоточки и т. п. Помогли оформить помещение группы.

На свой вечер дети пригласили строителей. На нем были исполнены песни «Мастерок» (К. Листова), «Мы работаем» (В.Витлина), «Непослушный молоток» (Ю. Чичкова), инсценировка стихотворения С. Баруздина «Кто построил этот дом?». Сюрпризом для дошкольников были загадки, которые загадывали гости.

На вечерах детской самодеятельности используются знакомые детям игры, песни, пляски, стихи. Тематика их может быть самой разнообразной в зависимости от интересов, знаний и умений дошкольников.

Выступления детской самодеятельности можно приурочить и к традиционно проводимому в детских садах раз в месяц дню рождения детей. Дошкольники вместе с воспитателями и родителями по секрету готовят подарки именинникам (рисунки, поделки), исполняют для них стихи, песни, танцы. Заканчивается такой вечер чаепитием с именинным пирогом. На дни рождения желательно приглашать и родителей именинников.

В спортивные вечера, которые проводятся со средней группы, входит выполнение детьми разнообразных физкультурных заданий, участие их в подвижных играх. В старших группах организуются также вечера соревнований, аттракционов и т. п. Длится такой вечер примерно полчаса.

Разнообразие вечеров развлечений позволяет чередовать их, наполняя детскую жизнь интересными и радостными событиями.

Намечая тот или иной вечер развлечений, воспитатель вместе с музыкальным работником продумывает и осуществляет подготовку к нему (работа с детьми, изготовление необходимых атрибутов и оформления и т. д.).

Литература:

"Дошкольная педагогика" . Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина "Просвещение", Москва, 1978 г. OCR Detskiysad.Ru

Консультации для воспитателей

Интегрированный подход к подготовке и проведению праздников и развлечений в детском саду.

ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКОВ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

Алекса Дарья Викторовна

студентка 3 курса, кафедра всеобщей истории АлтГПА, г. Барнаул

Щёглова Татьяна Кирилловна

научный руководитель, доктор ист. наук, профессор АлтГПА, г. Барнаул

В настоящее время многие из нас даже не задумываются о значении присутствия в своей жизни праздников, поэтому необходимо было исследовать, каково значении торжеств в судьбах как народа в целом, так и для отдельного человека в прошлом и настоящем времени. Сейчас наиболее острой стала рассматриваемая проблема, так как происходит с одной стороны постепенный отход от старых советских праздников к новым, а с другой стремительный, например, ведение Дня народного единства - 4 ноября или «большие зимние каникулы» после Нового года. На взгляд автора является важным показать влияние праздников на сознание людей, на их жизнь, какое влияние оказывала политическая идеология на торжества и выявление место религиозных праздников в жизни людей и так как мы живет в век глобализации, то какое влияние оказывают зарубежные праздники.

Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни - это время, наполненное трудами и заботами. В будни пахали, сеяли, жали, воспитывали детей… их отличительная черта, была обыденность домашнего существования, умеренность в еде, простая удобная одежда, замкнутость досуга.

Будням противопоставлялись праздники - время отдыха, веселья, радости, ощущение полноты жизни. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести к хаосу и гибели мира, по народным представлениям. Праздники и церемонии конструируют жизнь человека. Они подхватывают его и момент рождения и посвящают в полновесные члены общества. Праздник приподнимает над обыденностью и ставит в точку единение прошлого, настоящего и будущего. Ежегодное празднование события придает ему важность на уровне вечности.

Праздник - это общение по поводу изобилия и веселья, утверждающий победу гармонии над хаосом. Праздник - это всегда порыв в утопию, он уравновешивает и нейтрализует бури и несчастья.

Эпоха Петра Iстала временем рождения в России гражданских праздников. Среди них можно назвать празднество встречи Нового года (в ночь на 1 января), в честь победы русского оружия, морского и сухопутного. Их роль заключается в воспитании у людей чувства патриотизма, любви к императору, в укреплении боевого духа армии, в приобщении к европейской культуре. «Прорубив окно в Европу» в русскую культуру потекли западные традиции. Многие говорили: а не загнал ли великий государь страну в европейский угол? Твердо на этот вопрос ответит нельзя и по сей день. С оной стороны, это несомненно, обратило русскому культуру, внесло в нее новое дыхание, а с другой - со времени России начала терять свою самобытность.

Многие русские праздники оказались не востребованы народом, их вытеснили новые иностранные торжества. Например, день Святого Валентина или День всех Влюбленных, на который принято, дарит валентинки, и признаваться в любви, охотно празднует современная молодежь. Только с 2008 года был установлен аналогичный праздник в России - День Петра и Февронии. Именно она были первыми влюбленными на Руси. О любви крестьянской девушки и князя повествует нам «Повесть о Петре и Февронии». Во время средневековья зазвучала тема всепобеждающей любви как высокого человеческого чувства, преодолевающего социальные преграды и наделенного чудодейственной силой. В XIX веке было много праздников, связанных с православной церкви, на которые влияла политическая идеология. Праздники проводились в честь значительных событий священной истории, особо чтимых святых, чудотворных икон. Церковные праздники, с их пышностью, яркостью, торжественностью богослужения должны были укреплять веру людей в Бога и память о святых угодниках. В тоже время с середины 1880-х годов Рождество и Пасха стали головной болью для полиции. Рождество и святочные дни были временем наиболее активной циркуляции «политических» слухов в крестьянской среде. В июле 1905 года во время крестного хода в Шуе по случаю Ильина дня большевики, по предложению М. Фрунзе, встали среди верующих и разбросали около тысячи листовок. Полиция ничего не могла предпринять, опасаясь оскорбить чувства верующих. Традиционный порядок религиозной жизни учитывался и, по сути, эксплуатировался революционерами пропагандистами. Они использовали народный уклад жизни привычки в своих интересах. Местные власти и церковь были бессильны перед такой тактикой бунтовщиков.

Время обратиться к первым советским праздникам, установленным новой власть в память о знаменательных датах борьбы пролетариата с буржуазией.

На них как и на праздники царского периода влияла идеология, устанавливаемая в государстве.

Первые советские праздники

В 1918 году диктатура победившего пролетариата установила декретом свои государственные праздники. Их первый комплект так отличался от сегодняшнего, что сравнение вселяет даже некоторый оптимизм: первые советские праздники скорее имеют отношение к смерти, чем к жизни.

1 мая – годовщина разогнанного в Чикаго митинга анархистов, требовавших сокращение рабочего дня до 8 часов.

Символы и обряды

Символика и обряды советского праздника складывались постепенно. Сразу после революции начался поиск форма празднования.

Торжественные марши с красными флагами отличались тем, что люди двигались строго вперед, никогда по кругу. Это символизировала дорогу в светлое будущему, к победе коммунизма.

Политические карнавалы, массовые действа, живые конструкции из пионеров, имитирующих производственное движение.

Постепенно, к концу 1920-х гг., стали входить методики и разъяснения о необходимости придания праздникам торжественного и сдержанного характера. Торжественность – признак стабильности.

Искупительная жертва

Великая победа в Отечественной войне до последнего времени казалось неопровержимым единственным успехом в иллюзорном мире социалистического достижения. Поэтому это был великий праздник – 9 мая, единственный способный объединить и примирить народ в патриотическом созидательном порыве.

По разным причинам советскому режиму стоило ее выдумать – сплачивающая роль Победы и ее празднования того бы стоила. Люди живут с сознанием того, что их жизнь выкуплена у смерти жизнями погибших.

Новый год

1 января оставался рабочим днем до 1947 года, когда заменил в качестве выходного День Победы. В период развитого социализма Новый год, взявший на себя функцию Рождества - семейного праздника торжества, - был единственным совсем неидеологизированным советским праздником.

Восьмое марта.

Самый лирический советский праздник сильно преобразился, а начиналось ведь, как праздник очень официальный и скучно-идеологический… Женский день замечателен тем, что это единственный праздник, сопровождаемый ритуальным переодеванием советского человека. Глава семьи надевал фартук и в компании сыновей неумело готовил еду и убирал квартиру.

День конституции

Что касается Дня конституции, введенного в 1936 году, то праздник этот оказался бродячим: то 5 декабря, то 7 октября, то 12 декабря, в конце концов, не стал ничем, кроме дополнительного выходного с небольшой идеологической накачкой.

Православные праздники

Православные праздники сохранили себя и в период советской власти, хотя празднование их не одобрялось властью, церковь еще в 1918 году была отделила от государства. Государство находило иных пути влияние на сознание людей, исключая религию.

Самым главным праздником считалась Пасха. Все церковные праздники делятся на несколько групп в зависимости от значимости для верующего людей.

К великим праздникам относились Рождество, Пасха и Троица. Они назывались Господскими, поскольку связаны с событиями из жизни Иисуса Христа. Кроме них существует Богородичные праздники. Вместе с другими они составляют годовой круг - 12 главных праздников. Такие праздники назывались двунадесятые и отмечались 2-3 дня.

Праздники могли быть подвижными и неподвижными. Многое зависит от дня Пасхи, который каждый год приходился на разное число. Соответственно менялись и дни, на которые попадали праздники. Но большинство являются неподвижными, так как бывают в один и тот же день года.

Малые праздники (полупраздники) устраивались в память святых покровителей того или иного ремесла, домашних животных, в память месточтимых святых, в дни начала или окончания полевых работ. Малыми праздниками считались также кануны больших праздников, например, Сочельники, воскресенье перед Масленицей. Маслеными считались и мужские и женские сборища: никольщины, моргосья.

Праздником в России считалось воскресенье, наступавшее через 6 дней. Он был принят как день отдыха еще древними славянами.

Игнорирование празднества людьми физически и психически здоровыми рассматривалось, как грех, нарушение этических норм и Божьих установлений. В русском быту существовали семейные праздники: именины, семейные братчины, отмечавшие важные события в жизни родственников.

Общинные праздники длились несколько дней. Многие из них справлялись предпраздником и попразднеством. Предпраздник был необходим для создания у людей определенного психологического настроя на праздник. Попразднеством решало задачу выведения человека из праздничной гульбы в будничную, повседневную жизнь.

В некоторых населенных пунктах отмечали собственные «заветные» праздники. Их день устанавливали «по обещанию», в зависимости от местных преданий. Чаще всего праздник устраивался в честь того святого, с которым связывали предотвращение каких-либо бедствий - эпидемий, засухи, пожара, падежа скота.

Русские люди считали, что любой праздник требует к себе уважение. Оно выражалось в прекращении всех работ, в состоянии полной праздности людей - «День свят - все дела спят», в заботе о внешнем виде деревни и собственного дома, в стремлении людей быть красивыми и нарядными, в желании сделать общение более приятным и радостным. Работа в праздник считалась грехом, неуважением к Богу и святым, а грязная или заваленная снегом деревня, неухоженный дом, плохо одеты люди - неуважением к празднику.

Праздники играли большую социальную роль в жизни русского народа. Прежде всего, они способствовали консолидации людей, живших в одном селе, деревне, городском квартале. Праздник, на который сходилась вся ближняя и дальняя родня, способствовал укреплению родственных связей, развитию родственной взаимопомощи. Праздник нес определенное образовательное значение. Общение позволяло узнавать новости, обмениваться впечатлениями, получать знания о далеких странах и народах. Праздник давал передышку в тяжелом труде крестьянина или ремесленника. Он отвлекал людей от будничных забот, семейных неприятностей, жизненных трудностей.

Что касается влияния политической идеологии на праздники, то иногда, хорошо спланированный праздничный конвейер внезапно обнажает грозный каркас тоталитарных устремлений, неистовой тяги государства к самосохранению. Государственная машина тяготеет упразднению истории как возможности собственной эволюции.

Чем жестче форма правления в государстве, тем более регламентированы и массовы празднества. У любого народа огромное количество разнообразных праздников. И лишь некоторые из них государство привечает и делает официальными. Государство, сложившееся насильственным путем, праздники себе назначает. Национальный набор нерабочих дней - срез данного общества.

Список литературы:

  1. Евлахова А. «Смутное время: предание и факты»// Власть. -2004 г. - № 4. -162 с.
  2. Иванов Ю. «Эх, загулял…»// Родина. -2005 г. -№ 5. -97 с.
  3. Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. Справочник. – М.: Флинта: Наука, 2000 г. -368 с.
  4. Кураев А. «Что празднуем?»// Труд. -2004 г. -№ 9. -24 с.
  5. Митрохина О. «Скажи мне, что ты празднуешь…»// История. -2002 г. -№ 6.-89 с.
  6. Назаров В. «Злоключение одной российской даты»// Вокруг света. -2005 г. -№ 8 -154 с.
  7. Руднев В. Советские праздники и ритуалы. – Л.: Лен.издат., 1979 г. -189 с.
  • ПРА́ЗДНИК , -а, м.

    1. День торжества в честь или в память какого-л. выдающегося события. Революционные праздники. Праздник Октября. Самолеты в небо поднимая, Поднимая флаг на корабле, Мы встречаем праздник Первомая На весенней радостной земле. Сурков, Весенняя-первомайская. Разные бывают праздники. Есть во всех календарях дни, которые празднует вся страна. Красные дни, всенародные. Лаптев, «Заря». || День или дни в честь какого-л. события или святого, особо отмечаемые обычаем или церковью. Рассказывал Козлов об уцелевшем от глубокой древности празднике в честь весеннего бога Ярилы и о многих других пережитках языческой старины. М. Горький, Жизнь Клима Самгина. Вместо одного месяца, Иван Максимович проездил целых три. Даже такие праздники, как рождество, новый год и крещенье, он провел не дома. Сартаков, Хребты Саянские. || обычно мн. ч. (пра́здники , -ов ). Общий нерабочий день или несколько нерабочих дней подряд по случаю таких торжеств; противоп. будни. У многих мелкопоместных [помещиков] мужик работал на себя только по праздникам, а в будни - в ночное время. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина. Сегодня праздник. До полудня горожане стояли в церквах, до двух часов ели и пили, теперь они отдыхают. М. Горький, Городок.

    2. Веселье, торжество, устраиваемое кем-л. по какому-л. поводу. Семейный праздник. Праздник по случаю дня рождения. [Ибрагим] не пропускал ни одного бала, ни одного праздника, ни одного первого представления, и предавался общему вихрю со всею пылкостию своих лет и своей породы. Пушкин, Арап Петра Великого. Неизменное участие принимал ежегодно Аркадий Николаевич и в елке. Этот детский праздник почему-то доставлял ему своеобразное, наивное удовольствие. Куприн, Тапер. Сегодня праздник в колхозе. Урожай нынешний отмечают и пуск тепловой станции. Тендряков, Не ко двору. || чего или какой. День игр, развлечений и т. п. Спортивный праздник. Студенческий праздник. Праздник песни.

    3. О дне, ознаменованном каким-л. важным, приятным событием, а также о самом таком радостном событии. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун - большой праздник для крестьянских мальчиков. Тургенев, Бежин луг. Седьмой месяц я сижу безвыходно дома. Тот день, в который навестит меня кто-нибудь, для меня праздник. А. Островский, Письмо Н. И. Шаповалову, 1 февр. 1857.

    4. перен. Испытываемое от чего-л. наслаждение, приятное, радостное чувство, а также сам источник наслаждения, радости. На всех лицах, куда ни взглянь, виден был праздник. Гоголь, Ночь перед рождеством. Праздник жизни - молодости годы - Я убил под тяжестью труда. Н. Некрасов, Праздник жизни… - Когда увидишь, как нас, рабочих, много, сколько силы мы несем, - такая радость обнимает сердце, такой великий праздник в груди! М. Горький, Мать.

    Будет и на нашей (моей, твоей и т. д. ) улице праздник - выражение уверенности в том, что наступят лучшие времена для кого-л., будет возможность восторжествовать над кем-, чем-л.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):