Измерение родительских установок и реакций шафера. Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI). Отношение родителей к ребенку

Методика PARY предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Ее авторы - американские психологи Е. С. Шафер и Р. К. Белл. Эта методика широко использовалась за рубежом. В нашей стране адаптирована кандидатом психологических наук Т. В. Нещерет и часто применяется в исследованиях.

В методике выделены 23 параметра, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение родителей к семейным ролям, а 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на три подгруппы:

  1. оптимальный эмоциональный контакт;
  2. излишняя эмоциональная дистанция с ребенком;
  3. излишняя концентрация на ребенке.

Шкалы опросника. Отношение к семейным ролям

Отношение описываются с помощью 8 параметров-шкал (их номера по опросному листу: 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23):

  • — ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);
  • — ощущение самопожертвования в роли матери (5);
  • — семейные конфликты (7);
  • — сверхавторитет родителей (11);
  • — неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);
  • — «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);
  • — доминирование семьи (19);
  • — зависимость и несамостоятельность матери (23).

Отношение родителей к ребенку

  1. Оптимальный эмоциональный контакт состоит из 4 параметров (их номера по опросному листу: 1, 14, 15, 21):
    • — побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);
    • — партнерские отношения (14);
    • — развитие активности ребенка (15);
    • — уравнительные отношения между родителем и ребенком (21).
  2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком состоит из 3 параметров (их номера по опросному листу: 8, 9, 16):
    • — раздражительность и вспыльчивость (8);
    • — суровость, излишняя строгость (9);
    • — уклонение от контакта с ребенком (16).
  3. Излишняя концентрация на ребенке , описываются 8 параметров (их номера по опросному листу: 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):
    • — чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);
    • — преодоление сопротивления, подавление воли (4);
    • — создание безопасности, опасение обидеть (6);
    • — исключение внесемейных влияний (10);
    • — подавление агрессивности (12);
    • — подавление сексуальности (18);
    • — чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);
    • — стремление ускорить развитие ребенка (22).

Инструкция

Перед Вами вопросы, которые помогут выяснить, что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, так как каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво.

Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаковыми. Однако это не так. Есть вопросы сходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже небольшие различия во взглядах на воспитание детей.

На заполнение опросника потребуется примерно 20 мин. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, старайтесь дать первый ответ, который придет Вам в голову.

Рядом с каждым положением помещены буквы А а б Б, их нужно выбрать в зависимости от своей убежденности в правильности данного положения:

  • А - если с данным положением согласны полностью;
  • а - если с данным положением скорее согласны, чем не согласны;
  • б - если с данным положением скорее не согласны, чем согласны;
  • Б - если с данным положением полностью не согласны.

О себе сообщите:

Возраст_

Пол_

Образование_

Профессия_

Количество и возраст детей_

Текст опросника

1. Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться со взглядами родителей А а б Б
2. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид А а б Б
3. Для хорошей матери дом и семья - самое важное в жизни А а б Б
4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых АабБ
5. Дети должны отдавать отчет в том, что родители делают для них очень много А а б Б
6. Маленького ребенка всегда следует крепко держать во время мытья, чтобы он не упал АабБ
7. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни АабБ
8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание АабБ
9. Пребывание с ребенком целый день может довести до нервного истощения АабБ
10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей АабБ
11. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе АабБ
12. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств АабБ
13. Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством, чувство, что ей нелегко освободиться от своих обязанностей АабБ
14. Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот АабБ
15. Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать терять ценное время Аа б Б
16. Если один раз примириться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это делать постоянно Аа б Б
17. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери лучше бы справлялись с детьми А а б Б
18. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола Аа б Б
19. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми, все происходило бы менее организованно Аа б Б
20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети Аа б Б
21. Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее Аа б Б
22. Большинство детей должны самостоятельно справляться с физиологическими нуждами уже с 15 месяцев А а б Б
23. Самое трудное для молодой матери - оставаться одной в первые годы воспитания ребенка Аа б Б
24. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни в семье, даже если они считают, что жизнь в семье неправильная Аа б Б
25. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые несет жизнь Аа б Б
26. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери Аа б Б
27. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности Аа б Б
28. Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья своего ребенка Аа б Б
29. Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком Аа б Б
30. Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои права Аа б Б
31. Строгая дисциплина по отношению к ребенку способствует развитию у него сильного характера Аа б Б
32. Матери часто бывают настолько измучены присутствием своих детей, что им кажется, что они не могут с ними быть ни минуты больше Аа б Б
33. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете Аа б Б
34. Ребенок должен уважать своих родителей больше других Аа б Б
35. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям вместо того, чтобы разрешать свои недоразумения в драке АабБ
36. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать в том, что ее воспитательные возможности меньше умений и способностей («Могла бы, но…») АабБ
37. Родители своими поступками должны завоевать расположение детей АабБ
38. Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать, что потом в жизни могут встретиться с неудачами АабБ
39. Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка оставить в покое и не вникать в его дела АабБ
40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни АабБ
41. Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчики видели друг друга голыми АабБ
42. Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению проблем, то это лучше и для детей и для дома АабБ
43. У ребенка не должно быть тайн от своих родителей АабБ
44. Если у Вас принято, что дети рассказывают Вам анекдоты, а Вы - им, то многие вопросы можно решить спокойно и без конфликтов АабБ
45. Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие АабБ
46. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все трудности, связанные с уходом за ребенком и его воспитанием АабБ
47. У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказать АабБ
48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы АабБ
49. Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и развлечениями АабБ
50. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство АабБ
51. Очень мало женщин получают благодарность детей за труд, затраченный на их воспитание АабБ
52. Если ребенок попал в беду, в любом случае мать всегда чувствует себя виноватой АабБ
53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, которые вызывают раздражение Аа б Б
54. Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хорошими и уважаемыми людьми Аа б Б
55. Редко бывает, чтобы мать, которая целый день занимается с ребенком, сумела быть ласковой и спокойной Аа б Б
56. Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их родителей Аа б Б
57. Дети должны знать, что нет людей более мудрых, чем их родители Аа б Б
58. Нет оправдания ребенку, который бьет другого ребенка Аа б Б
59. Молодые матери страдают по поводу своего заключения дома больше, чем по какой-либо другой причине Аа б Б
60. Заставлять детей отказываться и приспосабливаться - плохой метод воспитания Аа б Б
61. Родители должны научить детей найти занятие и не терять свободного времени Аа б Б
62. Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого начала к этому привыкнут Аа б Б
63. Когда мать плохо выполняет свои обязанности по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанностей по содержанию семьи Аа б Б
64. Детские игры с сексуальным содержанием могут привести детей к сексуальным преступлениям Аа б Б
65. Планировать должна только мать, так как только она знает, как положено вести хозяйство Аа б Б
66. Внимательная мать должна знать, о чем думает ее ребенок Аа б Б
67. Родители, которые выслушивают с одобрением откровенные высказывания детей об их переживаниях, помогают им в более быстром социальном развитии Аа б Б
68. Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем быстрее дети учатся решать свои проблемы Аа б Б
69. Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и после рождения находился в хороших условиях Аа б Б
70. Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов Аа б Б
71. Родители должны знать, как нужно поступать, чтобы их дети не попали в трудные ситуации Аа б Б
72. Слишком много женщин забывают о том, что их надлежащим местом является дом Аа б Б
73. Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает АабБ
74. Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд, вложенный в них АабБ
75. Большинство матерей не хотят мучить ребенка мелкими поручениями АабБ
76. В семейной жизни существует много вопросов, которые нельзя решить путем спокойного обсуждения АабБ
77. Большинство детей должны воспитываться более строго, чем это происходит на самом деле АабБ
78. Воспитание детей - это тяжелая нервная работа АабБ
79. Дети не должны сомневаться в правильности мышления своих родителей АабБ
80. Больше всех других дети должны уважать родителей АабБ
81. Не надо способствовать тому, чтобы дети занимались боксом и борьбой, так как это может привести к серьезным травмам и другим проблемам АабБ
82. Очень плохо то, что у матери, как правило, нет свободного времени для любимого занятия АабБ
83. Родители должны считатьдетей равноправными по отношению к себе во всех вопросах жизни АабБ
84. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и будет счастлив АабБ
85. Надо оставить ребенка, которому грустно, в покое и не заниматься им АабБ
86. Самое большое желание любой матери - быть понятой мужем АабБ
87. Одним из самых сложных моментов в воспитании детей являются сексуальные проблемы АабБ
88. Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя хорошо АабБ
89. Так как ребенок - часть матери, она имеет право знать все о его жизни АабБ
90. Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче принимают их советы АабБ
91. Родители должны приложить все усилия, чтобы как

можно раньше научить ребенка справляться с физиологическими нуждами

АабБ
92. Большинство женщин нуждаются в большем количестве времени для отдыха после рождения ребенка, чем им дается на самом деле АабБ
93. У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он доверит родителям свои проблемы АабБ
94. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к любой работе АабБ
95. Для хорошей матери достаточно общения с собственной семьей АабБ
96. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка АабБ
97. Матери жертвуют всем ради блага собственных детей АабБ
98. Самая главная забота матери - благополучие и безопасность ребенка АабБ
99. Естественно, что двое людей с противоположными взглядами в супружестве ссорятся АабБ
100. Воспитание детей в строгой дисциплине делает их более счастливыми АабБ
101. Естественно, что мать «сходит с ума», если ее дети эгоисты и очень требовательные АабБ
102. Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих родителях АабБ
103. Первая обязанность детей - доверие по отношению к родителям АабБ
104. Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам АабБ
105. Молодая мать чувствует себя несчастной, потому что знает, что многие вещи, которые ей хотелось иметь, для нее не доступны АабБ
106. Нет никаких оснований к тому, чтобы у родителей было больше прав и привилегий, чем у детей АабБ
107. Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для него АабБ
108. Дети делают все возможное, чтобы заинтересовать родителей своими проблемами АабБ
109. Немногие мужчины понимают, что матери их ребенка тоже нужна радость в жизни АабБ
110. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуальных вопросах АабБ
111. Выходя замуж, женщина должна отдавать себе отчет в том, что будет вынуждена руководить семейными делами АабБ
112. Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенка АабБ
113. Если включать ребенка в домашние работы, он становится более связан с родителями и легче доверяет им свои проблемы Аа б Б
114. Надо как можно раньше прекратить кормить ребенка грудью и из бутылочки (приучить ребенка «самостоятельно» питаться) Аа б Б
115. Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответственности по отношению к детям Аа б Б

БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Ф.И.О.
Возраст
Дата эксперимента
№ вопроса АабБ № вопроса АабБ № вопроса АабБ № вопроса АабБ № вопроса АабБ
1 24 47 70 93
2 25 48 71 94
3 26 49 72 95
4 27 50 73 96
5 28 51 74 97
6 29 52 75 98
7 30 53 76 99
8 31 54 77 100
9 32 55 78 101
10 33 56 79 102
11 34 57 80 103
12 35 58 81 104
13 36 59 82 105
14 37 60 83 106

вопроса
АабБ
вопроса
АабБ
вопроса
АабБ
вопроса
АабБ
вопроса
АабБ
15 38 61 84 107
16 39 62 85 108
17 40 63 86 109
18 41 64 87 110
19 42 65 88 111
20 43 66 89 112
21 44 67 90 ИЗ
22 45 68 91 114
23 46 69 92 115

Присвоение баллов за ответы: А - 4 балла, а - 3 балла, 6-2 балла, Б - 1 балл.

Анализ результатов методики

Каждый параметр измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющих возможностей и смыслового содержания. Вся методика состоит из 23 шкал и 115 суждений.

Суждения расположены в определенном порядке, и отвечающий должен выразить к ним свое отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Процедура подсчета баллов по каждой шкале содержится в ключе методики. Поскольку испытуемый может выбрать один из четырех ответов, то получает от 1 до 4 баллов.

Таким образом, максимальная выраженность параметра - 20 баллов (пять вопросов по 4 балла), минимальная - 5 баллов. Тогда 17, 18, 19, 20 баллов будут считаться высокими оценками, а 8, 7, 6, 5 баллов - низкими. При обработке и интерпретации результатов имеет смысл анализировать лишь достижение испытуемым высоких или низких оценок.

Ключ к опроснику PARY

Параметр и его значение N° вопроса Ответ N° вопроса Ответ N° вопроса Ответ N° вопроса Ответ № вопроса Ответ
1 - вербализация 1 24 47 70 93
2 - чрезмерная забота 2 25 48 71 94
Параметр и его значение № вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ
3 - зависимость от семьи 3 26 49 72 95
4 - подавление воли 4 27 50 73 96
5 - ощущение самопожертвования 5 28 51 74 97
6 - опасение обидеть 6 29 52 75 98
7 - семейные конфликты 7 30 53 76 99
8 - раздражительность 8 31 54 77 100
9 - излишняя строгость 9 32 55 78 101
10 - исключение вне-семейных влияний 10 33 56 79 102
11 - сверхавторитет родителей 11 34 57 80 103
12 - подавление агрессивности 12 35 58 81 104
13 - неудовлетворенность ролью хозяйки 13 36 59 82 105
14 - партнерские отношения 14 37 60 83 106
15 - развитие активности ребенка 15 38 61 84 107
16 - уклонение от конфликта 16 39 62 85 108
17 - безучастность мужа 17 40 63 86 109
18 - подавление сексуальности 18 41 64 87 110
19 - доминирование матери 19 42 65 88 111
20 - чрезвычайное вмешательство в мир ребенка 20 43 66 89 112
21 - уравнение отношений 21 44 67 90 113
22 - стремление ускорить развитие ребенка 22 45 68 91 114
23 - несамостоятельность матери 23 46 69 92 115

Авторами опросника PARI (parental attitude research instrument) являются E. Шефер и К. Белл. Первичная апробация методики на русскоязычной выбор­ке была проведена кандидатом психологических наук Т. В. Нещерет в 1980 году. В дальнейшем работа по апробации и адаптации методики к условиям русско­язычной культуры велась Т. В. Архиреевой (Архиреева Т. В., 2002).

Опросник «Измерение родительских установок и реакций» предназначен для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к детям вообще, а также к различным сторонам семейной жизни (семейной роли). Методика по­зволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности орга­низации семейной жизни.

Описание методики

Опросник «Измерение родительских установок и реакций» состоит из 115 суждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей. В методику заложены 23 шкалы (признака), касающиеся различных сторон отношения ро­дителей к ребенку и жизни в семье. Каждая шкала включает в себя 5 утвержде­ний, которые расположены в определенной последовательности: суждения, принадлежащие одной и той же шкале, повторяются через каждые 23 пункта. Например, шкала №1 «Вербализация» (предоставление ребенку возможности высказаться) включает в себя утверждения за следующими номерами: 1, 24, 47, 70, 93 и т. д. (см. бланк). Отвечающий должен выразить свое отношение к ним в виде полного или частичного согласия или несогласия.

Шкалы (признаки) опросника

1. Вербализация (предоставление ребенку возможности высказаться).

2. Чрезмерная забота (оберегание ребенка от трудностей).

3. Зависимость от семьи (ограничение матери ролью хозяйки дома).

4. Подавление воли ребенка.

5. «Жертвенность» родителей.

6. Опасение обидеть (страх причинить ребенку вред).

7. Супружеские конфликты.

8. Строгость родителей.

9. Раздражительность родителей

10. Исключение внесемейных влияний (зависимость ребенка от матери).



12. Подавление агрессивности ребенка.

13. Неудовлетворенность ролью хозяйки («мученичество» родителей).

14. Партнерские отношения (равенство родителей и ребенка).

15. Поощрение активности ребенка.

16. Уклонение от конфликта (избегание общения с ребенком).

17. Безучастность мужа (невнимательность мужа к жене).

18. Подавление сексуальности ребенка.

19. Доминирование матери.

20. Навязчивость родителей, вмешательство в мир ребенка.

21. Товарищеские отношения между родителями и детьми.

22. Стремление ускорить развитие ребенка.

23. Несамостоятельность матери (необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка).

Таким образом, 8 шкал-признаков описывают отношение к семейной роли, 115 - касаются детско-родительских отношений, подразделяясь на 3 группы:

(1) оптимальный эмоциональный контакт, (2) излишняя эмоциональная дис­танция с ребенком, (3) излишняя концентрация на ребенке.

1. Отношение к семейной роли описывается с помощью 8 признаков (их но­мера в опросном листе - 3, 5, 7, 11, 13,17, 19, 23): зависимость от семьи (огра­ничение матери ролью хозяйки дома); «жертвенность» родителей; супружес­кие конфликты; сверхавторитет родителей (поощрение зависимости ребенка от родителей); неудовлетворенность ролью хозяйки («мученичество» родите­лей); безучастность мужа (невнимательность мужа к жене); доминирование матери; несамостоятельность матери (необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка).

2. Отношение родителей к ребенку:

оптимальный эмоциональный контакт определяется в соответствии с выраженностью 4 признаков (их номера по опросному листу - 1, 14,15, 21): вербализация (предоставление ребенку возможности высказаться); партнерские отношения (равенство родителей и ребенка); поощрение ак­тивности ребенка; товарищеские отношения между родителями и детьми;

□ излишняя эмоциональная дистанция с ребенком включает в себя 3 при­знака (их номера по опросному листу - 8, 9, 16): строгость родителей; раздражительность родителей; уклонение от конфликта (избегание об­щения с ребенком);

□ излишняя концентрация на ребенке описывается 8 признаками (их но­мера по опросному листу - 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22): чрезмерная забота (оберегание ребенка от трудностей); подавление воли ребенка; опасение обидеть (страх причинить ребенку вред); исключение внесемейных вли­яний (зависимость ребенка от матери); подавление агрессивности ребен­ка; подавление сексуальности ребенка; навязчивость родителей, вмеша­тельство в мир ребенка; стремление ускорить развитие ребенка.

Для оценки утверждений опросника родителям предоставляется специаль­ный бланк. Бланк для ответов составлен таким образом, чтобы пункты каждой шкалы опросника находились на одной строке, например: строка бланка вклю­чает номера 1, 24, 47, 70, 93, которые являются пунктами первой шкалы оп­росника «Вербализация (предоставление ребенку возможности высказаться)».

Инструкция: «Прочтите утверждения, данные ниже, и оцените каждое из них следующим образом:

А - если с данным положением вы согласны полностью;

а - если с данным положением вы скорее согласны, чем не согласны;

б - если с данным положением вы скорее не согласны, чем согласны;

Б - если с данным положением вы полностью не согласны.

Здесь нет правильных или неправильных ответов. Вы отвечаете согласно своему мнению. Очень важно, чтобы Вы ответили на все вопросы. Многие утверждения будут казаться похожими, но все они необходимы, чтобы уловить слабые различия во взглядах на воспитание детей.

Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, старайтесь дать первый от­вет, который придет Вам в голову».

Текст опросника

1. Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашать­ся со взглядами родителей.

2. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудно­стей и обид.

3. Для хорошей матери дом и семья - самое важное в жизни.

4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых.

5. Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них очень много.

6. Маленького ребенка всегда следует крепко держать во время мытья, что­бы он не упал.

7. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразуме­ний, не знают жизни.

8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое вос­питание.

9. Пребывание с ребенком целый день может довести до нервного исто­щения.

10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей.

11. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе.

12. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств.

13. Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством, чувство, что ей нелегко освободиться от своих обязанностей.

14. Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот.

15. Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать терять ценное время.

16. Если один раз согласиться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это делать постоянно.

17. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справля­лись с детьми.

18. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола.

19. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми, все происходило бы менее организованно.

20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети.

21. Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее.

22. Большинство детей должны самостоятельно справляться с физиологи­ческими нуждами уже с 15 месяцев.

23. Самое трудное для молодой матери - оставаться одной в первые годы воспитания ребенка.

24. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жиз­ни в семье, даже если они считают, что жизнь в семье неправильная.

25. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарова­ний, которые несет жизнь.

26. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери.

27. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехид­ности.

28. Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка.

29. Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком.

30. Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои права.

31. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер.

32. Матери часто настолько бывают замучены присутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше.

33. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете.

34. Ребенок должен уважать своих родителей больше других.

35. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учите­лям, вместо того чтобы разрешать свои недоразумения в драке.

36. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать в том, что ее воспита­тельные возможности меньше умений и способностей (могла бы, но...).

37. Родители своими поступками должны завоевать расположение детей.

38. Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать, что потом в жизни могут встретиться с неудачами.

39. Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка оставить в покое.и не вникать в его дела.

40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в се­мейной жизни.

41. Нельзя допускать, чтобыдевочки и мальчики видели друг друга голыми.

42. Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению про­блем, то это лучше и для детей, и для мужа.

43. У ребенка не должно быть тайн от своих родителей.

44. Если у вас принято, что дети рассказывают вам анекдоты, а вы - им, то многие вопросы можно решить спокойно и без конфликтов.

45. Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие.

46. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все трудности, связанные с уходом за ребенком и его воспитанием.

47. У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно вы­сказывать.

48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы.

49. Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и развлече­ниями.

50. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство.

51. Очень мало женщин получает благодарность детей за труд, затраченный на их воспитание.

52. Если ребенок попал в беду, в любом случае мать всегда чувствует себя

виноватой.

53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, которые вызывают раздражение.

54. Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хо­рошими, устойчивыми и уважаемыми людьми.

55. Редко бывает, чтобы мать, которая целый день занимается с ребенком, сумела быть ласковой и спокойной.

56. Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их родителей.

57. Дети должны знать, что нет людей более мудрых, чем их родители

58. Нет оправдания ребенку, который бьет другого ребенка.

59. Молодые матери страдают по поводу своего заключения дома больше, чем по какой-нибудь другой причине.

60. Заставлять детей отказываться и приспосабливаться - плохой метод воспитания.

61. Родители должны научить детей находить себе занятие и не терять сво­бодного времени.

62. Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого на­чала к этому привыкнут.

63. Когда мать плохо выполняет свои обязанности по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанностей по со­держанию семьи.

64. Детские игры с сексуальным содержанием могут привести детей к сек­суальным преступлениям.

65. Планировать должна только мать, так как только она знает, как положе­но вести хозяйство. ,

66. Внимательная мать должна знать, о чем думает ее ребенок.

67. Родители, которые выслушивают с одобрением откровенные высказы­вания детей об их переживаниях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т. п., помогают им в более быстром социальном развитии.

68. Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем быстрее дети научатся разрешать свои проблемы.

69. Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и после рождения находился в хороших условиях.

70. Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов.

71. Родители должны знать, как нужно поступать, чтобы их дети не попали в трудные ситуации.

72. Слишком много женщин забывает о том, что их надлежащим местом является дом.

73. Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает.

74. Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд, вложенный в них.

75. Большинство матерей опасаются мучить ребенка, давая ему мелкие по­ручения.

76. В семейной жизни существует много вопросов, которые нельзя решить путем спокойного обсуждения.

77. Большинство детей должны воспитываться более строго, чем это про­исходит на самом деле.

78. Воспитание детей - это тяжелая нервная работа.

79. Дети не должны сомневаться в способе мышления их родителей.

80. Больше всех других дети должны уважать родителей.

81. Не надо способствовать тому, чтобы дети занимались боксом и борьбой, так как это может привести к серьезным нарушениям тела и другим про­блемам.

82. Одно из плохих явлений заключается в том, что у матери, как правило, нет свободного времени для любимых занятий.

84. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и будет счастлив.

85. Надо оставить ребенка, которому грустно, в покое и не заниматься им.

86. Самое большое желание любой матери - быть понятой мужем.

87. Одним из самых сложных моментов в воспитании детей являются сек­суальные проблемы.

88. Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя хорошо.

89. Так как ребенок - часть матери, она имеет право знать все о его жизни.

90. Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче принимают их советы.

91. Родители должны приложить все усилия, чтобы как можно раньше на­учить ребенка справляться с физиологическими нуждами.

92. Большинство женщин нуждаются в большем количестве времени для отдыха после рождения ребенка, чем им дается на самом деле.

93. У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он доверит родителям свои проблемы.

94. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к любой работе.

95. Для хорошей матери достаточно общения с собственной семьей.

96. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка.

97. Матери жертвуют всем ради блага собственных детей.

99. Естественно, что двое людей с противоположными взглядами в супру­жестве ссорятся.

100. Воспитание детей в строгой дисциплине делает их более счастливыми.

101. Естественно, что мать «сходит с ума», если у нее дети эгоисты и очень требовательные.

102. Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих ро­дителях.

103. Первая обязанность детей - доверие по отношению к родителям.

104. Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам.

105. Молодая мать чувствует себя несчастной, потому что знает, что многие вещи, которые ей хотелось бы иметь, для нее недоступны.

106. Нет никаких оснований, чтобы у родителей было больше прав и приви­легий, чем у детей.

107. Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для него.

108. Дети делают все возможное, чтобы заинтересовать родителей своими проблемами.

109. Немногие мужчины понимают, что матери их ребенка тоже нужна ра­дость в жизни.

110. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексу­альных вопросах.

111. Выходя замуж, женщина должна отдавать себе отчет в том, что будет вынуждена руководить семейными делами.

112. Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенка.

113. Если включать ребенка в домашние работы, он становится более связан с родителями и легче доверяет им свои проблемы.

114. Надо как можно раньше прекратить кормить ребенка грудью и из буты­лочки (приучить ребенка «самостоятельно» питаться).

115. Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответственнос­ти по отношению к детям.

Бланк

„Образование

Стаж семейной жизни ____

Количество и возраст детей

В отечественной практике довольно много внимания уделяется проблемам взаимоотношений мужчин и женщин, но часто обходится стороной вопрос стиля и особенностей родительских установок в воспитании детей. Огромный шаг в этом направлении был сделан с разработкой методики Parental Attitude Research Instrument - PARI (ПАРИ), позволяющей сделать вывод об особенностях восприятия матерями и отцами различных аспектов семейной жизни.

Характеристика методики PARI (ПАРИ)

Всё нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.

Лев Николаевич Толстой

Та модель семьи, при которой взрослеют дети, будет неосознанно копироваться ими в собственной жизни. Поэтому изучение особенностей родительско-детского взаимодействия имеет очень существенное значение. Наиболее полную информацию о стиле таких отношений можно получить, проведя тестирование среди семейных пар, в частности матерей.

Информативнейшей методикой считается диагностика PARI, придуманная американскими психологами Е.С. Шефер и Р.К. Белл, занимавшимися вопросами семейного воспитания. В отечественной практике она была переработана Татьяной Валентиновной Нещерет, социальным психологом, доцентом кафедры психологии СПбГПУ. Тестирование предполагает письменное согласие-несогласие с каждым из 115 представленных в опроснике утверждений, касающихся самых разных сторон внутрисемейных отношений.

Методика помогает определить, счастливы родители и дети семье или же есть какие-то проблемы

Проведение диагностики стиля родительских отношений

Диагностика может быть как индивидуальной, так и групповой. Рекомендуемое время работы взрослых с бланками - 20 минут. Проводится тестирование по следующему алгоритму:

  1. Экспериментатор выдаёт опросник и бланк для ответов.
  2. Затем инструктирует испытуемого: «Перед вами 115 утверждений. Задача такова: отметить на бланке один наиболее подходящий, на ваш взгляд, вариант ответа. «А» означает «абсолютно согласен», «а» - «больше согласен, чем не согласен», «б» - «больше не согласен, чем согласен», «Б - совершенно не согласен»».
  3. Организатор должен обратить внимание тестируемого на то, что обдумывать ответы долго не стоит. Также следует предвосхитить замечания испытуемого о схожести некоторых вопросов (цель таких заданий - установить мельчайшие разногласия в воспитании детей).
  4. После завершения работы участника диагностики и по прошествии отведённого времени экспериментатор забирает бланк для дальнейшего анализа.

Файл: Опросник для измерения установок и реакций родителей

Обработка и интерпретация результатов изучения

Вероятно, дети являются постоянными свидетелями семейных ссор, если по шкале № 7 испытуемый получил самый высокий балл

Все задания опросника разбиты на 23 шкалы, в каждой из которых по 5 вопросов (см. файл «Стимульный материал, бланк и ключ»). Первая часть, затрагивающая семейную роль испытуемого, состоит из 8 шкал (в скобках указан номер того или иного показателя):

  • зацикленность женщины на семье (№3);
  • ощущение себя матерью-жертвой (№5);
  • частые семейные ссоры (№7);
  • непререкаемый родительский авторитет (№11);
  • нежелание быть хозяйкой дома (№13);
  • отстранённость мужа от семейных дел (№17);
  • авторитарный стиль материнского общения (№19);
  • нерешительность и зависимость от матери (№23).

Родительско-детские отношения описаны 15 признаками:

  • предоставление чаду возможности высказаться (№1);
  • дружеские отношения (№14);
  • поощрение любознательности малыша (№15);
  • уравнительные отношения (№21);
  • несдержанность (№8);
  • строгость (№9);
  • нежелание контактировать с ребёнком (№16);
  • ярко выраженный стиль отношений «сильный-слабый»;
  • угнетение воли (№4);
  • забота о безопасности (№6);
  • отсутствие влияний извне (№10);
  • подавление негативных проявлений (№12);
  • подавление половой роли (№18);
  • чрезмерное присутствие в мире малыша (№20);
  • желание ускорить процесс обучения ребёнка (№22).

Первые четыре шкалы отражают правильность эмоциональной связи с детьми, следующие три показателя - дистанцированность в отношениях с ребёнком, а последние восемь критериев говорят о зацикленности на отпрыске.

За каждый ответ испытуемый получает определённое количество баллов:

  • 4 за А;
  • 3 за а;
  • 2 за б;
  • 1 за Б.

После выведения итоговой суммы и соотнесения результата с нормой по каждой шкале можно определить основные особенности отношений внутри конкретной семьи.

Таблица: Тестовые нормы (отцы)

Номер шкалы Разбивка баллов по оценкам
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 5–11 12–13 14 15–16 17 18 19 20 20 20
2 5–7 8 9 4 11–12 13–14 15–16 17–18 19–20 20
3 5–8 9–10 11–12 13 14–15 16 17–18 19 20 20
4 5–9 10 11–12 13 14 15–16 17 18 19 20
5 5–11 12 13 14 15–16 17 18–19 18–19 20 20
6 5–10 11–12 13 14 15–16 17 18 19 20 20
7 5–9 10 11–12 13 14–15 16 17 18–19 20 20
8 5–6 7–8 9–10 11 12–13 14–16 17 18–19 20 20
9 5–7 8 9–10 11 12–13 14–15 16 17 19 20
10 5–10 11–12 13 14 15 16 17 18–19 20 20
11 5–8 9 10 11–12 13–14 15–16 17 18–19 20 20
12 5–8 9 10 11 12–14 15–16 17 18 19–20 20
13 5–7 8 9 10–11 12 13–14 14–16 17–18 19 20
14 5–11 12 13 14 15 16 17 18–19 18–19 20
15 5–12 13 14 15–16 17 18 19 20 20 20
16 5–9 10 11 12 13–14 15 16 17 18–19 20
17 5–10 11 12 13–14 15 16–17 18–19 20 20 20
18 5–8 9–10 11–12 13 14–15 16–17 18 19 20 20
19 5–7 8 9–10 11 12–13 14–15 16–17 18 19 20
20 5–9 10 11–12 13–14 15 16–17 18 19 20 20
21 5–14 15 16 17–18 19 19 20 20 20 20
22 5–8 9–12 13 13 14–15 16 17–18 19 20 20
23 5–12 13–14 15 16 17 18 19 20 20 20

Таблица: Тестовые нормы (матери)

Номер шкалы Разбивка баллов по оценкам
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 5–12 13 14 15–16 17 18 19 20 20 20
2 5 6–7 8 9–10 11–12 13–14 15–16 17–18 19 20
3 5–8 9 10 11–12 13–14 15–16 17–18 19 20 20
4 5–10 11 12 13 14 15–16 17 18–19 20 20
5 5–9 10–11 12 13–14 15 16–17 18 19 20 20
6 5–10 11 12–13 14 15–16 17 18 19 20 20
7 5–9 10–11 12 13–14 15 16–17 18 19 20 20
8 5–6 7 8–9 10–11 12–13 14–15 16–17 18–19 20 20
9 5–7 8 9 10 11–12 13–14 15 16 17–19 20
10 5–10 11 12 13–14 15 16–17 18 19 20 20
11 5–8 9 10 11–12 13 14–15 16–17 18 19 20
12 5–7 8–9 10–11 12–13 14 15–16 17–18 19 20 20
13 5–6 7 8–9 10 11 12–13 14–15 16 17–18 19–20
14 5–10 11 12 13–14 14 16 17 18 19 20
15 5–11 12–13 14–15 16 17 18 19 20 20 20
16 5–7 8–9 10–11 12 13 14–15 16–17 18 19 20
17 5–10 11–12 13 14–15 16–17 18 19 20 20 20
18 5–9 10 11 12–13 14–15 16–17 18–19 20 20 20
19 5–7 8 9–10 11 12 13–14 15–16 17–18 19–20 20
20 5–7 8–11 12–13 14 15–16 17–18 19 20 20 20
21 5–15 16 17 18 19 19 20 20 20 20
22 5–10 11 3 13–14 15 16–17 18 19 20 20
23 5–10 11 12 13–14 15–16 17 18 19 20 20

Чем выше оценка по тому или иному критерию, тем проблемнее ситуация, касающаяся того или иного вопроса:

  • Так, например, большое количество набранных баллов по 7 шкале говорит о том, что ребёнок, скорее всего, регулярно становится свидетелем супружеских ссор.
  • Высокие баллы по 3 критерию указывают на постоянную погружённость в семейные проблемы.
  • А вот большая сумма очков в 13 шкале говорит о нехватке родительского внимания из-за постоянной их занятости на работе (при этом, вероятно, практически полностью отсутствует согласованность в распределении домашних обязанностей).
  • Высокие баллы по шкалам №17, №19, №23 иллюстрируют недостаточную сплочённость родных.

Психологам, работающим с целыми семьями, тест PARI даёт широкие возможности для анализа и коррекции отношений внутри ячейки общества. По итогам диагностики, как правило, проводится беседа, в которой, в зависимости от задач, поставленных специалистом, принимают участие либо все члены семьи сразу, либо только взрослые.

Данная методика была разработана американскими психологами Е. С. Шефером и Р. К. Беллом в 1958 году и уже более полувека используется для исследования отношения родителей (но прежде всего матерей) к различным сторонам и сферам семейной жизни и в частности в отношениях с детьми.

О скрипте «Методика изучения родительского отношения»

Он-лайн тест «Методика изучения родительского отношения» (PARI) состоит из 115 суждений. Ответив на все из них, Вам будет представлена подробная диаграмма с 23-мя аспектами-признаками, которые Вы сможете проанализировать.

Анализ диаграмм проводится следующим образом: чем ближе шкала диаграммы к красному полю, тем сильнее выражено «негативное» проявление признака. И наоборот, чем ближе шкала к зеленому полю, тем менее выражено «негативное» проявление признака. Шкала отображается красным цветом, если «негативная» степень выраженности признака крайне высокая.

Например, если признак «7. Семейные конфликты» приближен к красному полю, то это свидетельствует о «негативной» степени выраженности признака, что обозначает наличие конфликтности в семейных отношениях. И наоборот, если признак «7. Семейные конфликты» приближен к зеленому полю, то это свидетельствует об умеренной или низкой конфликтности в семье.

Признаки под номерами 1, 14, 15, 21 и «I» имеют противоположные шкалы, однако анализируются аналогичным образом. Чем более выражен признак и приближен к зеленому полю, тем более «позитивный» результат, а чем менее выражен признак и ближе к красному полю, тем результат менее «позитивный».

По окончанию тестирования Вам будет доступна «постоянная ссылка» на результат теста. Обращаем Ваше внимание, что результаты теста не сохраняются на сервере, посему при потере ссылки, результаты восстановить будет невозможно. Рекомендуем Вам после окончания тестирования сохранить ссылку на результат теста.

[Внимание!] Если в процессе работы со скриптом вы обнаружили ошибки, просим вас сообщить нам об этом в , ошибки будут исправлены.

Материал сайт - энциклопедии психодиагностики

Описание методики

Методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument - РARI) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы - американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл, в России методика адаптирована Т.В. Нещерет.

Опросник PARI включает 115 утверждений о семейной жизни и воспитании детей. В него заложены 23 шкалы, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье, в каждой из шкал по 5 вопросов. Из них 8 шкал описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. В свою очередь эти 15 шкал делятся на следующие 3 группы:

  • 1 - оптимальный эмоциональный контакт,
  • 2 - излишняя эмоциональная дистанция с ребенком,
  • 3 - излишняя концентрация на ребенке.

Есть шкалы, связанные между собой. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия:

  • А – активное согласие
  • а - частичное согласие
  • б – частичное несогласие
  • Б – полное несогласие.

Процедура проведения

Инструкция

«Прочтите каждое утверждение, данное ниже, и оцените каждое из них следующим образом:

  • А - полностью согласен;
  • а - почти согласен;
  • б - скорее согласен;
  • Б - полностью не согласен.

Здесь нет правильных или неправильных ответов, поэтому вы отвечаете согласно своему мнению. Очень важно, чтобы вы ответили на все вопросы. Многие утверждения будут казаться похожими, но все они необходимы, чтобы уловить слабые различия во взглядах.»

Обработка результатов

Результаты тестирования заносятся в специальную таблицу, в строках которой располагаются номера 5 вопросов, «измеряющих» тот или иной аспект (признак) родительского отношения к ребенку (шкалы методики).

Аспекты - признаки (шкалы)

Опросник объединяет следующие шкалы:

  1. Вербализация
  2. Чрезмерная забота
  3. Зависимость от семьи
  4. Подавление воли
  5. Ощущение самопожертвования
  6. Опасение обидеть
  7. Семейные конфликты
  8. Раздражительность
  9. Излишняя строгость
  10. Исключение внутрисемейных влияний
  11. Сверхавторитет родителей
  12. Подавление агрессивности
  13. Неудовлетворенность ролью хозяйки
  14. Партнерские отношения
  15. Развитие активности ребенка
  16. Уклонение от конфликта
  17. Безучастность мужа
  18. Подавление сексуальности
  19. Доминирование матери
  20. Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка
  21. Уравненные отношения
  22. Стремление ускорить развитие ребенка
  23. Несамостоятельность матери

Ключ

А - 4 балла; а - 3 балла; б - 2 балла; Б - 1 балл.

№ признака Признаки № вопросов
Отношение к семейной роли
3 Зависимость от семьи 3 26 49 72 95
5 Ощущение самопожертвования 5 28 51 74 97
7 Семейные конфликты 7 30 53 76 99
11 Сверхавторитет родителей 11 34 57 80 103
13 Неудовлетворенность ролью хозяйки 13 36 59 82 105
17 Безучастность мужа 17 40 63 86 109
19 Доминирование матери 19 42 65 88 111
23 Несамостоятельность матери 23 46 69 92 115
Оптимальный эмоциональный контакт
1 Вербализация 1 24 47 70 93
14 Партнерские отношения 14 37 60 83 106
15 Развитие активности ребенка 15 38 61 84 107
21 Уравненные отношения 21 44 67 90 113
Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком
8 Раздражительность 8 31 54 77 100
9 Излишняя строгость 9 32 55 78 101
16 Уклонение от контакта 16 39 62 85 108
Излишняя концентрация на ребенке
2 Чрезмерная забота 2 25 48 71 94
4 Подавление воли 4 27 50 73 96
6 Опасение обидеть 6 29 52 75 98
10 Исключение внутрисемейных влияний 10 33 56 79 102
12 Подавление агрессивности 12 35 58 81 104
18 Подавление сексуальности 18 41 64 87 110
20 Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка 20 43 66 89 112
22 Стремление ускорить развитие ребенка 22 45 68 91 114

Интерпретация результатов

Отношение к семейной роли

Описывается с помощью 8 признаков, их номера 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:

  • ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно семье (3);
  • ощущение самопожертвования в роли матери (5);
  • семейные конфликты (7);
  • сверхавторитет родителей (11);
  • неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);
  • "безучастность" мужа, его невключенность в дела семьи (17);
  • доминирование матери (19);
  • зависимость и несамостоятельность матери (23).

Отношение родителей к ребенку

1. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера 1, 14, 15, 21);

  • побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);
  • партнерские отношения (14);
  • развитие активности ребенка (15);
  • уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).

2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера 8, 9, 16):

  • раздражительность, вспыльчивость (8);
  • суровость, излишняя строгость (9);
  • уклонение от контакта с ребенком (16).

3. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):

  • чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);
  • преодоление сопротивления, подавление воли (4);
  • создание безопасности, опасение обидеть (6);
  • исключение внесемейных влияний (10);
  • подавление агрессивности (12);
  • подавление сексуальности (18);
  • чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);
  • стремление ускорить развитие ребенка (20).

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака:

  • 20 - максимальная оценка признака;
  • 18, 19, 20 - высокие оценки;
  • 8, 7, 6 - низкие оценки;
  • 5 - минимальная оценка признака.

Для психолога, работающего в производственном коллективе, пожалуй, больший интерес представляет блок шкал, направленных на выявление отношений родителей к семейной роли. Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни.

В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:

  • хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это шкалы 3, 13, 19, 23);
  • межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (в методике это шкала 17);
  • отношения, обеспечивающие воспитание детей, педагогические (в методике шкалы 5, 11).

Посмотрев на цифровые данные, можно составить предварительный портрет семьи. Очень важна шкала 7 (семейные конфликты). Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семейного конфликта на производственные отношения.

Психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов и улучшение отношений в производственном коллективе. Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приоритете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов «дела», обратное можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку, характерны зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированности семьи свидетельствуют оценки по шкалам 17, 19, 23.

Анализ отношения к семейной роли поможет психологу лучше понять специфику семейных отношений обследуемого, оказать ему психологическую помощь.

Родительско-детские отношения являются основным предметом анализом в методике. Основной вывод, который можно сделать сразу, - это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым 3 группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.

Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях. Методика может оказать помощь в подготовке и проведении психодиагностической беседы.

Стимульный материал

Текст опросника

Бланк ответов

Литература

  1. Методика PARI (Е.С.Шефер, Р.К.Белл; адаптация Т.В.Нещерет) / Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин - М., 2001, Т.2., С.130-143.
  2. Большая энциклопедия психологических тестов / Ред. А.А.Карелин - М.:Эксмо, 2007, С.298-305.