Гарем: история и все его секреты. Гарем - какой он на самом деле Самые большие гаремы в истории

Восточный гарем

"Гарем... На свете не так много слов, которые могли бы соперничать с этим, таким притягательным и таинственным. Каждый найдет в нем свои потаенные желания, угасающее родство с первородными инстинктами или ностальгию о тех временах, когда красота имела достойную цену и утонченных ценителей." Шапи Казиев .

Восточный гарем – тайная греза мужчин и олицетворенное проклятие женщин.
Традиционный гарем (от арабского «харам» - запретное) – это в первую очередь женская половина мусульманского дома. Доступ в гарем имел только глава семьи и его сыновья. Для всех остальных эта часть арабского жилища - строгое табу. Табу это соблюдалось настолько строго и ревностно, что турецкий летописец Дурсун-Бей писал: «Если бы солнце было мужчиной, то даже ему было бы запрещено заглядывать в гарем».

Харам – запретная территория

Харам – запретная территория

Во времена раннего ислама традиционными жителями гарема были жены и дочери главы семьи и его сыновей. В зависимости от благосостояния араба в гареме могли обитать рабыни, основной задачей которых было гаремное хозяйство и все связанные с ним тяжелые работы. Институт наложниц появился значительно позже, во времена Халифатов и их завоеваний, когда количество прекрасных женщин стало показателем богатства и власти, а введенный пророком Мухаммедом закон, не позволявший иметь более четырех жен, значительно ограничивал возможности многобрачия.

Для того, чтобы переступить порог сераля, рабыня проходила своеобразную церемонию посвящения. Кроме проверки на невинность, девушка в обязательном порядке должна была принять ислам.

Основной источник привилегированного положени

Вхождение в гарем во многом напоминало постриг в монашки, где вместо беззаветного служения богу прививалось не менее беззаветное служение господину. Кандидатки в наложницы, как и божьи невесты, вынуждены были разрывать все связи с внешним миром, получали новые имена и учились жить в покорности. В более поздних гаремах жены отсутствовали как таковые.

Основным источником привилегированного положения стало внимание султана и деторождение. Оказывая внимание одной из наложниц, хозяин гарема возводил ее в ранг временной жены. Такое положение чаще всего было шатким и в любую минуту могло измениться в зависимости от настроения господина. Самым надежным способом закрепиться в статусе жены было рождение мальчика. Наложница, подарившая своему господину сына, приобретала статус госпожи.

Из рабынь в султанши

Из рабынь в султанши

Самым большим в истории мусульманского мира был стамбульский гарем Дар-уль-Сеадет, в котором все женщины были рабынями-иностранками, свободные турчанки туда не попадали. Наложниц в этом гареме называли «одалик», чуть позже европейцы добавили к слову букву «с» и получилось «одалиска». Из числа одалисок султан выбирал себе до семи жен. Кому повезло стать «женой» получали звание «кадын» - госпожа. Главной «кадын» становилась та, которая умудрилась родить первенца. Но даже самая плодовитая «кадын» не могла рассчитывать на почетное звание «султанши».

Султаншами могли называться только мать, сестры и дочери султана. Чуть ниже «кадын» на иерархической лестнице гарема стояли фаворитки –- «икбал». Эти женщины получали жалование, собственные апартаменты и личных рабынь. Фаворитки были не только умелыми любовницами, но и, как правило, тонкими и умными политиками.

В турецком обществе, именно через «икбал» за определенную мзду можно было выйти непосредственно на самого султана, обойдя бюрократические препоны государства.
Ниже «икбал» стояли «конкубины». Этим барышням повезло несколько меньше. Условия содержания хуже, привилегий меньше.

Именно на этапе «конкубин» была самая жесткая конкуренция, при которой нередко применялись кинжал и яд. Теоретически у «конкубин», как и у «икбал», был шанс подняться по иерархической лестнице, родив ребенка. Но в отличие от приближенных к Султану фавориток, шансов на это замечательное событие у них было крайне не много.

Святое таинство спаривания с султаном

Во-первых, если в гареме до тысячи наложниц, то легче дождаться у моря погоды, чем святого таинства спаривания с султаном. Во-вторых, даже если султан и снизойдет, то совсем не факт, что осчастливленная наложница обязательно забеременеет. И уж тем более не факт, что ей не организуют выкидыш.

Старые рабыни следили за наложницами, и любая замеченная беременность сразу же прерывалась. В принципе, вполне логично - любая роженица так или иначе, становилась претенденткой на роль законной «кадын», а ее младенец - потенциальным претендентом на престол.

Если же, несмотря на все интриги и козни, одалиска умудрялась сохранить беременность и не позволяла убить дитя во время «неудачных родов», она автоматически получала свой личный штат рабынь, евнухов и ежегодное жалование «басмалик».

Радости не удостоенных

Радости не удостоенных

Впрочем, у самой нижней прослойки гарема тоже была своя надежда на счастье. Например, только у них был шанс хоть на какую-то личную жизнь. После нескольких лет безупречной службы и обожания в глазах им находили мужа, или же, выделив средства на небедную жизнь, отпускали на все четыре стороны.

Причем среди одалисок - аутсайдеров гаремного общества - тоже были свои аристократки. Невольница могла превратиться в «гэздэ» – удостоенную взгляда, если султан хоть как-то - взглядом, жестом или словом - выделил ее из общей толпы.

Тысячи женщин прожили всю жизнь в гареме, но ни то, что султана голым не видели, но даже не дождались чести быть «удостоенной взгляда».

Если султан умирал, все наложницы сортировались по полу детей, которых они успели родить. Матери девочек вполне могли выйти замуж, а вот матери «принцев» поселялись в «Старом дворце», откуда могли выйти только после воцарения нового султана.

И вот в этот момент начиналось самое веселое. Братики травили друг друга с завидной регулярностью и настойчивостью. Их матери так же активно подсыпали яд в пищу своим потенциальным соперницам и их сыновьям.

Несколько слов о евнухах

Несколько слов о евнухах

Кроме старых проверенных рабынь, за наложницами следили евнухи. В переводе с греческого «евнух» означает «хранитель ложа». Попадали они в гарем исключительно в виде надзирателей, так сказать, для поддержания порядка.

Существовало два типа евнухов. Одних кастрировали еще в раннем детстве и вторичные половые признаки у них напрочь отсутствовали - не росла борода, был высокий, мальчишечий голос и полнейшее невосприятие женщины как особи противоположного пола.

Других же, кастрировали в более позднем возрасте. Неполные евнухи (а именно так назывались кастрированные не в детстве, а в отрочестве), очень даже смахивали на мужчин, имели самый что ни на есть низкий мужской басок, жиденькую растительность на лице, широкие мускулистые плечи, и как ни странно, половое влечение.

Малоизвестно, что существует условная разница в терминологии, и «евнух» не равен «кастрату», поскольку существуют два вида кастрации: «белая» и «черная».

В зависимости от «употребления» кастрированных рабов делили на несколько категорий: semivir (полумужчина), eviratus (выхолощенный мужчина), mollis («обабившийся мужчина»), malakos (танцор по образу и подобию женщин).

Методы кастрации

При «черной» кастрации удаляются и семенники, и пенис, таким образом, мужчина становится «кастратом». При «белой» кастрации у мальчика или у мужчины вырезаются только семенники, получается «евнух». Увечье это отнимает способность к оплодотворению, но не мешает заниматься сексом. Это достоинство немало ценилось женщинами в гаремах, а также поклонницами певцов-кастратов в XVIII веке. Умные евнухи научились использовать разные искусственные приспособления для занятия любовью и порой достигали в этом вершин мастерства.

Одалиски, которые годами жили с навязчивой мечтой дождаться взгляда султана, не отличались особой разборчивостью. Ну если в гареме 300-500 наложниц, из них как минимум половина моложе и красивее тебя, ну какой смысл ждать принца? А на безрыбье и евнух - мужчина.

Кроме того, что евнухи наблюдали за порядком в гареме и параллельно (по секрету от султана, разумеется) всеми возможными и невозможными способами утешали себя и истосковавшихся по мужскому вниманию женщин, в их обязанности входили также функции палачей.

Виновных в неповиновении наложниц они душили шелковым шнуром или топили несчастную в Босфоре.

Одной из таких наложниц в гареме была небезызвестная Роксолана.

Роксола́на (Анастасия Гавриловна Лисовская; ок. 1506 - 1558 - известная украинка, наложница, а затем жена османского султана Сулеймана Великолепного. Мать султана Селима II.

Роксолана считается дочерью священника Гаврилы Лисовского из Рогатина - небольшого городка в Западной Украине (Ивано-Франковская область).

Если верить преданиям, она была очень жестокой женщиной. Султан её очень любил. Чтобы посадить на трон своего старшего сына, она пожертвовала жизнью неродного ей старшего сына султана, который был убит по приказу султана (его отца). Остальные сыновья султана (в том числе двое от неё) были убиты по османской традиции престолонаследия в день восхождения на престол старшего сына султана. Так же по приказу Роксоланы, уже ставшей царицей, были убиты несколько беременных наложниц её мужа.́

Кстати в Турции её не любят. Именно с ней связывают начало падения Османской империи. Её сын рыжебородый султан Селима II много пил и проиграл кучу сражений.

Пират Бен Бела: 900 наложниц

По сообщениям СМИ, самый большой в мире действующий гарем имеет пират Бен Бела, грабящий суда в Южно-Китайском море вблизи Малайзии. Там содержатся около девятисот наложниц. В основном это женщины, насильно захваченные людьми Бен Белы, и живётся пленницам несладко. Тем, кто не бросается в объятия похотливых пиратов, уготована незавидная участь. Обычно женщину обнажённой помещают в специальную клетку и опускают в бассейн с акулами. Одного дня хватает, чтобы даже самую строптивую превратить в самую покладистую.

Султан Брунея Хассанал Болкиах: 700 наложниц

Совсем другое дело - султан Брунея Хассанал Болкиах, один из самых богатых людей в мире, в гареме которого содержатся семьсот наложниц. С некоторыми из них он ни разу не вступал в интимные отношения - они должны были лишь танцевать и петь для владыки. Одной из таких наложниц стала обладательница титула "Мисс США - 1992" Шеннон Маккетик. Она провела в гареме султана три месяца. По окончании контракта мисс Маккетик получила $100 тыс. долларов и бриллиантовое колье в подарок.

Саддам Хусейн: 500 наложниц

В гареме Саддама Хусейна содержалось около пятисот девушек самых разных возрастов и национальностей. После трагической гибели всесильного диктатора, которого казнили 30 декабря 2006 года по приговору Верховного суда Ирака, гарем был распущен.

Пабло Эскобар: 400 наложниц

Гарем застреленного в 1993 году колумбийского наркобарона Пабло Эскобара представлял собой целый городок с павильонами, прогулочными парками и искусственными прудами, где плавали лебеди. Там жило около четырёхсот наложниц. Судьба этих женщин после смерти хозяина была незавидна - многих продали в публичные дома.

Король Марокко Хасан II: 132 наложницы

У короля Марокко Хасана II в гареме обитали 132 наложницы. Когда после смерти короля в 1999 году на престол взошёл его сын Мохаммед VI, он сразу же распустил папиных красоток, выделив каждой из них приличную сумму на содержание.

12.08.2015

Наверное, многим мужчинам идея стать хозяином собственного гарема кажется заманчивой. Быть в окружении юных, красивых и абсолютно покорных женщин – несбыточная мечта мужчины в эпоху расцвета феминизма. Что же до современных женщин, они, в большинстве своем, считают гарем дикостью, не имеющей права на существование. Так ли ужасен был гарем для его обитательниц, и казался ли он раем султану? Сегодня сложно судить об этом, тем более что туда веками не пускали посторонних. Любопытным оставалось только сочинять и домысливать. Немного разобраться, как там реально обстояли дела, помогут 10 самых интересных фактов о гареме.

10. Харам, хараам или хариим?

Исследователи ломают голову над возникновением названия особой части дворца, где обитали исключительно женщины султана. Дело в том, что лексика современного арабского языка имеет в своем арсенале целых три слова, созвучных с названием «гарем». Так, слово «харам» означает священное место или вещь. Хараамом называют нечто запретное, недостойное. А вот «хариим» – это не что иное, как неприкосновенность частной жизни. Подробно изучив уклад жизни в гареме, большинство историков склоняется к последней версии. Ибо во дворце султана гарем был надежно спрятан от любопытных глаз. Все во имя сохранения приватности романтических отношений султана. А строгие порядки, царившие в гареме, порой делали его похожим более на пансион благородных девиц, нежели на гнездо порока.

9. Надежная охрана гарема

Кроме султана и его сыновей других мужчин в гареме быть не могло. Исключение составляли евнухи, которые выполняли тяжелую роботу по обслуживанию быта наложниц, а также обеспечивали их охрану. Интересно, что ислам строго воспрещает кастрировать как животных, так и людей. Поэтому все евнухи в Турции были чужестранцами, оскопленными в юном возрасте против своей воли, или сделавшие это сознательно во имя карьеры в гареме. Наибольшим доверием пользовались евнухи, ставшие таковыми еще в детстве. Чаще всего это были чернокожие рабы, чьи тела были женоподобны, голос высок, а лицо лишено всякой растительности. Именно им надлежало охранять внутренние покои. Мужчины, ставшие евнухами в более позднем возрасте, на первый взгляд ничем не отличались от обычных. Кроме того, они не утратили интерес к противоположному полу, а, значит, могли представлять угрозу для чести обитательниц гарема. Поэтому их уделом была охрана исключительно внешних подходов к гарему.

8. Билет в гарем

Как ни странно, но в гарем к султану могли попасть не только рабыни, купленные на невольничьих рынках. Для некоторых девушек билет в гарем могли приобрести и собственные родители. Кроме того, что семья могла таким образом избавиться от лишнего голодного рта, отец мог выручить за дочку еще и неплохую сумму денег. Неважно, каким путем девушки попадали в гарем, требования ко всем были едины и достаточно строги. Кроме приятной внешности и хорошей фигуры, девушка должна была иметь отменное здоровье. Она должна была быть невинна. Средний возраст обитательниц гарема составлял 17 лет.

7. Искусство быть наложницей

Несмотря на серьезный отбор, не всякая девушка могла рассчитывать на благосклонность султана. Только ко встрече с ним каждой надлежало долго готовиться. Первым делом девушке нужно было принять мусульманство. Затем ей предстояло долго учиться. Ведь чтобы понравиться султану, яркой внешности было недостаточно. В то время в Османской империи лучшее образование женщина могла получить именно в гареме. Обитательниц гарема учили читать и писать. Отдельное внимание уделялось грамотности речи, тем более что для девушек турецкий язык был чужим. Также их учили танцам и игре на музыкальных инструментах. Ну чем не восточный аналог института благородных девиц? Что до искусства любовной игры, знания учениц были хоть и обширные, но исключительно теоретические. Чаще всего на обучение новеньких уходило не менее 2 лет. После чего их экзаменовали, дабы определить дальнейшую судьбу. Те, кому учеба давалась с трудом, могли рассчитывать лишь на роль служанок и кухонных помощниц. У прилежных же учениц появлялся шанс на продвижение по иерархической лестнице. Однако многие из них, так и не добившись внимания правителя, покидали гарем султана через 5-7 лет. Их выдавали замуж, щедро наделяя приданым. Иногда султан дарил своим вельможам одну из девушек в качестве первой жены. Получить в супруги образованную, красивую и невинную девушку с хорошим приданым было большой честью.

6. Карьерный рост в гареме

Большинство девушек в гареме имели статус одалисок, а, значит, исполняли роль горничных при более успешных красавицах, и даже не смели надеяться на благосклонность султана. Куда перспективней считались икбаль – «осчастливленные», так как им удалось привлечь к себе внимание правителя. Проведя ночь с султаном, девушка сразу же получала множество новых нарядов, отдельные покои и штат прислуги. Подняться на следующую ступень гаремной иерархии можно было только с помощью материнства. Но забеременеть после единственной ночи с правителем удавалось немногим. Еще меньше женщин могли достаточно долго скрывать свое положение, а, значит, сохранить ребенка. Конкуренция в гареме была невероятная, потому большинство беременностей оканчивались выкидышами или смертью младенцев при родах. Но для тех, кому все же удавалось родить мальчика, гарем султана становился практически раем. Эти женщины становились хасеки кадын, а, значит, неофициальными женами султана и весьма влиятельными особами. Но наибольшим авторитетом и властью в гареме обладала единственная женщина – мать султана. Именно валиде султан решала кого карать, а кого миловать. И власть ее не ограничивалась пределами гарема. Часто мать султана была в курсе всех государственных дел, и могла влиять на судьбу страны.

5. Перед свиданием

Очевидно, что билет в гарем совсем не гарантировал пропуск в спальню султана. Но если выбор приходился на одну из счастливиц, на подготовку ко встрече уходило несколько часов. Прежде всего, девушка 3-4 часа проводила в хамаме, где кроме мытья ее ждал массаж. Затем, наложница избавлялась от всех волос на теле. Эпиляция того времени выглядела так: на тело наносилась смесь из яичных белков и сахара, сверху накладывалась полотняная салфетка, которую через время резко отдирали. Удалялись даже малозаметные пушковые волоски на руках и спине девушки. После этого тело женщины натиралось благовоньями, а волосы укладывались в красивую прическу. И, наконец, красавицу одевали в легкие просторные одежды, пропитанные ароматным дымом, и сопровождали в покои султана.

4. Бонус из кармана

Влиятельный шейх был заложником традиций и дворцового церемониала даже во время интимных встреч. И вопреки сложившемуся стереотипу, ночи в гареме проходили весьма сдержанно. Слухи об оргиях с несколькими девушками являются не более чем мифом, так как групповые ласки были строго запрещены религией, равно как и многие другие излишества. Однако это не значит, что влюбленные в покоях были только вдвоем. В комнате во время свиданий всегда находилось две пожилые женщины. Обе они следили за факелами, которые освещали комнату. Одна сидела всю ночь у входа в помещение, заботам второй был предоставлен факел у изголовья кровати. Девушке же надлежало добираться до кровати ползком, тем самым она демонстрировала полную покорность. Наутро султан переодевался в свежий наряд, оставляя в комнате свою вчерашнюю одежду. Содержимое карманов, а это могли быть крупные суммы денег и драгоценные камни, наложница имела право забрать себе. А девушке, особо поразившей султана, он посылал еще и роскошный подарок.

3. Обделенный зять

Гарем не был исключительной привилегией султана. Его вельможи также содержали гаремы, которые, конечно, были гораздо скромнее. Для этого дом разделяли на мужскую и женскую половину. Женские покои запирались на ключ, который хранился у хозяина дома. Еда, которую готовили женщины для остальных обитателей дома, подавалась через небольшие люки. Но были в мусульманском мире и такие мужчины, которым запрещалось иметь гарем. Такой запрет распространялся на зятя султана. Муж дочери султана, дамат, мог иметь только одну жену, лишь ей даря всю заботу и тепло.

2. Гарем не только для султана

Вопреки устоявшемуся мнению, гаремы содержали не только турецкие султаны. Так, история помнит о 700 женах и 300 наложницах царя Соломона. Дела сердечные князя Владимира Великого также потрясают своим размахом. В летописях говорится о том, что в период поклонения языческим богам князь имел более 800 наложниц. Впечатляет и количество официальных жен. Известно, что одновременно он был женат как минимум на пяти женщинах. Но приняв христианство, князь Владимир изменил свое отношение к браку. С этого момента он был женат дважды. Первой женой князя стала византийская царевна Анна. Овдовев, Владимир женился снова, но имя его супруги история не сберегла. Да и на сегодняшний день гаремы рано называть пережитком прошлого. Поговаривают, что пират Бен Бела, промышляющий грабежом суден у берегов Малайзии, содержит гарем из 900 женщин. Султан Брунея окружен вниманием 700 наложниц, многие из которых развлекают его исключительно песнями, танцами и задушевными разговорами. Кроме того, шейх уделяет внимание официальной супруге. На сегодняшний день, после развода со второй, а потом и с третьей женой, султан женат лишь на одной женщине. Но так как многоженство в этой стране не запрещено, семья может снова пополниться новой супругой в любой момент.

1. История гаремов

Османская империя существовала на протяжении 624 лет, за это время в стране сменилось 36 султанов. А, значит, история помнит 36 гаремов. Ведь после смерти одного султана, всех обитательниц его гарема отпускали на свободу. Большинство из них воспринимали сей факт без особого энтузиазма. Ведь жизнь в гареме была более комфортна и безопасна, чем за его стенами. Пределы дворца не покидали только женщины, родившие султану сыновей. Они переезжали в просторный дом на его территории. А новый султан обзаводился своим собственным гаремом. Но с провозглашением Турецкой республики в 1924 году гарем султана перестал существовать. О его упразднении позаботилось новое правительство.
Древние стены гарема помнят не только жестокие интриги и слезы наложниц о далеком доме. Порой здесь зарождалась и любовь. И несмотря ни на что она была чистой, преданной, самоотверженной и взаимной.

О гаремах ходит много легенд и мифов. Гарем - это неволя, роскошная тюрьма или возможность карьерного роста для восточной женщины? С арабского «гарем» - это «священное место», «запретное». По мусульманским традициям так называлась женская половина дома, и вход туда для мужчин был под строжайшим запретом. Попасть туда могли только сам султан и евнухи, прислуживающие там. Самый большой гарем в истории существовал на протяжении пятисот лет у султанов Османской империи. Каждый новый султан династии пополнял гарем новыми наложницами, таким образом в Стамбуле во дворце султана жило одновременно около тысячи одалисок.

Положение наложницы в женской половине зависело от того, насколько она приближена к султану. Если хозяин не очень к ней благоволил, она вынуждена была вести роль почти прислуги, делая черную работу, выслушивая насмешки более успешных одалисок. Если же султан выделял наложницу из массы, и она родила ему наследника, то ее ступень в иерархии гарема резко взлетала до статуса любимой жены. А это уже влекло за собой существенные материальные блага: султан одаривал ее не только драгоценностями, но и дворцами.

Кроме самих наложниц, в женской половине дома жили и все родственницы султана, а также прислуга и евнухи. При таком количестве людей, естественно, там не обходилось без интриг и ссор. Как в любом коллективе, складывались разные группировки, которые враждовали между собой в стремлении приблизиться к правителю.

В современном мире немало женщин мечтают о гареме какого-нибудь богатого шейха. Можно договориться о заключении контракта на некоторое время и материально обеспечить себя на всю жизнь. Ни одна работа не даст женщине такого заработка. У европейцев принято сочувственно относиться к наложницам гарема, считая их несчастными невольницами.

Женщины Востока относятся к этому иначе. Они считают за честь быть выбранными в гарем, зная, что их жизнь, а также жизнь их детей будет материально обеспечена. Раньше, если наложница была не востребована, через 10 лет могла покинуть гарем. При этом ей выдавалось выходное пособие: золотые и бриллиантовые изделия, различные ткани и все, что нужно для начала жизни на новом месте. Также они получали от султана пожизненное пособие и пользовались в обществе большим влиянием.

В гареме женщины не жили скучно и однообразно: там имелись театры, к наложницам приводили учителей, музыкантов и художников. Кроме этого, любимых женщин султана ублажали различными спа-процедурами, тщательно следя за их внешностью.

Бывало, что родители девушек из бедных семей специально отдавали своих дочек в гаремы за плату. При сделке они подписывали документы о том, что отказываются от прав на свою дочь. Но, если девушка имела какие-либо дефекты внешности или воспитания, родители не получали оговоренную сумму. Им платили меньше. Гарем был похож на образовательное учреждение. Наложницам преподавали различные науки, этикет, красноречие, а также умение ублажать мужчину. Хотя последнее умение многим из них могло никогда в жизни не пригодиться. Дошедшие до наших дней письма жен султанов говорят о том, что эти женщины были очень высоко образованы.

Многие из наложниц, проведя в гареме годы, могли ни разу не встретиться с хозяином. Хотя мужские возможности правителя воспевались придворными (за что они и получали деньги от султана), все же он был простым смертным и при всем своем желании физически не мог уделить внимание всем своим одалискам. А если вдруг падишах вообще не испытывал интереса к женскому полу (бывало и такое), то удел всего гарема - вынужденный целибат.

Гарем по своему устройству напоминал официальное учреждение с его бюрократической иерархией. Сохранившиеся списки должностей жительниц гарема поражают воображение: тут и хранительница печати, и начальница винного погреба, и казначей, и еще масса всяких должностей, которые хорошо оплачивались.
Бюрократия распространялась и на спальню правителя. По закону ночь пятницы падишах должен посвятить одной из своих любимых жен, а не наложнице. Если падишах манкировал своими супружескими обязанностями, жена могла подать на него в суд. А так как жен у него было много, одна из одалисок вела специальный журнал, в который записывала график посещений падишаха.

Как мы уже говорили, по истечении определенного срока наложница имела право покинуть гарем «по собственному желанию». Но многие женщины отказывались от этого права, полагая, что жизнь вне гарема будет гораздо сложнее обустроенной жизни в гареме. Любимые жены султанов всегда имели на них очень большое влияние и даже вмешивались в государственные дела. В Османской империи даже был целый период истории, длившийся больше века, когда женщины почти правили государством. Этот период в истории так и называется теперь «женский султанат».

С восхождением на трон каждого нового султана менялись и стандарты красоты обитательниц гарема. Например, султан Ибрагим I предпочитал женщин в теле и специально для него по всей стране собирали девушек пышных форм. Привезя их во дворец, их закармливали сладостями и не разрешали вести подвижный образ жизни, дабы они растолстели еще больше. Любимый размер султана был от 150 до 250 кг.

Гарем - образ отдельного мира, замкнутой среды роскоши и сексуального возбуждения с привкусом жестокости и опасности. Венецианец Оттавиано Бон, путешественник эпохи Возрождения, так описывает гарем: «В своём жилище женщины проживают как монашки в монастыре». И чуть ниже: «Девушки разрывают все прежние связи раз и навсегда, как только заходят в сераль. Они получают новые имена»…

Восточный гарем – тайная греза мужчин и олицетворенное проклятие женщин, средоточие чувственных наслаждений и изысканная скука томящихся в нем прекрасных наложниц. Все это не более чем миф, созданный талантом романистов. Настоящий гарем более прагматичен и изощрен, как все, что являлось неотъемлемой частью жизни и быта арабского народа.

Традиционный гарем (от арабского «харам» - запретное) – это в первую очередь женская половина мусульманского дома. Доступ в гарем имел только глава семьи и его сыновья. Для всех остальных эта часть арабского жилища - строгое табу. Табу это соблюдалось настолько строго и ревностно, что турецкий летописец Дурсун-Бей писал: «Если бы солнце было мужчиной, то даже ему было бы запрещено заглядывать в гарем». Гарем - царство роскоши и погибших надежд…

Харам – запретная территория
Во времена раннего ислама традиционными жителями гарема были жены и дочери главы семьи и его сыновей. В зависимости от благосостояния араба в гареме могли обитать рабыни, основной задачей которых было гаремное хозяйство и все связанные с ним тяжелые работы.

Институт наложниц появился значительно позже, во времена Халифатов и их завоеваний, когда количество прекрасных женщин стало показателем богатства и власти, а введенный пророком Мухаммедом закон, не позволявший иметь более четырех жен, значительно ограничивал возможности многобрачия.

Для того, чтобы переступить порог сераля, рабыня проходила своеобразную церемонию посвящения. Кроме проверки на невинность, девушка в обязательном порядке должна была принять ислам.

Вхождение в гарем во многом напоминало постриг в монашки, где вместо беззаветного служения богу прививалось не менее беззаветное служение господину. Кандидатки в наложницы, как и божьи невесты, вынуждены были разрывать все связи с внешним миром, получали новые имена и учились жить в покорности. В более поздних гаремах жены отсутствовали как таковые. Основным источником привилегированного положения стало внимание султана и деторождение. Оказывая внимание одной из наложниц, хозяин гарема возводил ее в ранг временной жены. Такое положение чаще всего было шатким и в любую минуту могло измениться в зависимости от настроения господина. Самым надежным способом закрепиться в статусе жены было рождение мальчика. Наложница, подарившая своему господину сына, приобретала статус госпожи.

Из рабынь в султанши

Самым большим в истории мусульманского мира был стамбульский гарем Дар-уль-Сеадет, в котором все женщины были рабынями-иностранками, свободные турчанки туда не попадали. Наложниц в этом гареме называли «одалик», чуть позже европейцы добавили к слову букву «с» и получилось «одалиска».

Из числа одалисок султан выбирал себе до семи жен. Кому повезло стать «женой» получали звание «кадын» - госпожа. Главной «кадын» становилась та, которая умудрилась родить первенца. Но даже самая плодовитая «кадын» не могла рассчитывать на почетное звание «султанши». Султаншами могли называться только мать, сестры и дочери султана. Чуть ниже «кадын» на иерархической лестнице гарема стояли фаворитки –- «икбал». Эти женщины получали жалование, собственные апартаменты и личных рабынь. Фаворитки были не только умелыми любовницами, но и, как правило, тонкими и умными политиками. В турецком обществе, именно через «икбал» за определенную мзду можно было выйти непосредственно на самого султана, обойдя бюрократические препоны государства. Ниже «икбал» стояли «конкубины». Этим барышням повезло несколько меньше. Условия содержания хуже, привилегий меньше.

Именно на этапе «конкубин» была самая жесткая конкуренция, при которой нередко применялись кинжал и яд. Теоретически у «конкубин», как и у «икбал», был шанс подняться по иерархической лестнице, родив ребенка. Но в отличие от приближенных к Султану фавориток, шансов на это замечательное событие у них было крайне не много. Во-первых, если в гареме до тысячи наложниц, то легче дождаться у моря погоды, чем святого таинства спаривания с султаном. Во-вторых, даже если султан и снизойдет, то совсем не факт, что осчастливленная наложница обязательно забеременеет. И уж тем более не факт, что ей не организуют выкидыш. Старые рабыни следили за наложницами, и любая замеченная беременность сразу же прерывалась. В принципе, вполне логично - любая роженица так или иначе, становилась претенденткой на роль законной «кадын», а ее младенец - потенциальным претендентом на престол. Если же, несмотря на все интриги и козни, одалиска умудрялась сохранить беременность и не позволяла убить дитя во время «неудачных родов», она автоматически получала свой личный штат рабынь, евнухов и ежегодное жалование «басмалик».

Радости не удостоенных Впрочем, у самой нижней прослойки гарема тоже была своя надежда на счастье. Например, только у них был шанс хоть на какую-то личную жизнь. После нескольких лет безупречной службы и обожания в глазах им находили мужа, или же, выделив средства на небедную жизнь, отпускали на все четыре стороны. Причем среди одалисок - аутсайдеров гаремного общества - тоже были свои аристократки. Невольница могла превратиться в «гэздэ» – удостоенную взгляда, если султан хоть как-то - взглядом, жестом или словом - выделил ее из общей толпы. Тысячи женщин прожили всю жизнь в гареме, но ни то, что султана голым не видели, но даже не дождались чести быть «удостоенной взгляда». Если султан умирал, все наложницы сортировались по полу детей, которых они успели родить. Матери девочек вполне могли выйти замуж, а вот матери «принцев» поселялись в «Старом дворце», откуда могли выйти только после воцарения нового султана. И вот в этот момент начиналось самое веселое. Братики травили друг друга с завидной регулярностью и настойчивостью. Их матери так же активно подсыпали яд в пищу своим потенциальным соперницам и их сыновьям.

Несколько слов о евнухах

Кроме старых проверенных рабынь, за наложницами следили евнухи. В переводе с греческого «евнух» означает «хранитель ложа». Попадали они в гарем исключительно в виде надзирателей, так сказать, для поддержания порядка. Существовало два типа евнухов. Одних кастрировали еще в раннем детстве и вторичные половые признаки у них напрочь отсутствовали - не росла борода, был высокий, мальчишечий голос и полнейшее невосприятие женщины как особи противоположного пола. Других же, кастрировали в более позднем возрасте. Неполные евнухи (а именно так назывались кастрированные не в детстве, а в отрочестве), очень даже смахивали на мужчин, имели самый что ни на есть низкий мужской басок, жиденькую растительность на лице, широкие мускулистые плечи, и как ни странно, половое влечение. Разумеется, удовлетворять свои потребности естественным путем, евнухи не могли в силу отсутствия необходимого для этого прибора. Но как вы понимаете, когда речь идет о сексе или выпивке, полет человеческой фантазии просто безграничен. Да и одалиски, которые годами жили с навязчивой мечтой дождаться взгляда султана, не отличались особой разборчивостью. Ну если в гареме 300-500 наложниц, из них как минимум половина моложе и красивее тебя, ну какой смысл ждать принца? А на безрыбье и евнух - мужчина.

Кроме того, что евнухи наблюдали за порядком в гареме и параллельно (по секрету от султана, разумеется) всеми возможными и невозможными способами утешали себя и истосковавшихся по мужскому вниманию женщин, в их обязанности входили также функции палачей. Виновных в неповиновении наложниц они душили шелковым шнуром или топили несчастную в Босфоре.